Вам не нужно начислять НДС и налог на прибыль как агенту при выплате вознаграждения эстонской компании.
НДС не начисляется, т.к. перевозку осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).
По налогу на прибыль есть письма Минфина от 29.07.2013 № 03-08-05/30041 и от 10.07.2012 № 03-08-05. В них указывается, что Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется. Вместе с тем согласно статье 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.92 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок. Таким образом, если деятельность эстонской организации по оказанию транспортных и транспортно-экспедиционных услуг не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы от такого вида деятельности данной организации не облагаются налогом в Российской Федерации и российская организация, выплачивающая такие доходы, не является в таком случае налоговым агентом.
Обоснование
Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Перевозка, транспортировка | ||
Услуги по перевозке (транспортировке) | Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация, российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Российская организация (предприниматель) осуществляет перевозки на территориях иностранных государств (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 24 мая 2006 г. № 03-04-08/108) |
Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России* (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Перевозку (транспортировку) осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | |
Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация для организаций из стран Таможенного союза независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) | Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация из стран – участниц Таможенного союза (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) | |
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.07.2013 № 03-08-05/30041
О порядке налогообложения доходов иностранной организации -резидента Республики Эстония, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, от оказания российской организации транспортных и транспортно-экспедиционных услуг
Вопрос
В соответствии с положениями ст.309 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее деятельностью в Российской Федераций, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым от источника выплаты. Согласно пп.2 п.2 ст.284 Кодекса данный доход облагается по ставке, равной 10%.
В соответствии со ст.7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется.
Вместе с тем согласно ст.3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.92 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.
Учитывая все вышесказанное, просим разъяснить, облагаются ли налогом доходы иностранной организации - резидента Эстонской Республики от оказания транспортных и транспортно-экспедиционных услуг в Российской Федерации и является ли российская организация, выплачивающая доходы, налоговым агентом, в случае, если деятельность данной организации не приводит к образованию постоянного представительства.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке налогообложения доходов иностранной организации - резидента Республики Эстония, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, от оказания российской организации транспортных и транспортно-экспедиционных услуг сообщает следующее.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации по ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса, равной 10%.
Положения подпункта 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса не распространяются на налогообложение дохода, полученного от оказания транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.
Основные условия договора транспортной экспедиции определены главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В соответствии со статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется.
Вместе с тем согласно статье 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.92 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.
Таким образом, если деятельность эстонской организации по оказанию транспортных и транспортно-экспедиционных услуг не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы от такого вида деятельности данной организации не облагаются налогом в Российской Федерации и российская организация, выплачивающая такие доходы, не является в таком случае налоговым агентом.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента
Н.А.Комова
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.07.2012 № 03-08-05
О налогообложении доходов организации - резидента Эстонии по договору перевозки грузов автомобильным транспортом
Вопрос
ООО просит на основании п.1 ст.34.2 Налогового кодекса РФ дать письменное разъяснение по следующему вопросу:
В случае если российская организация заключила договор перевозки грузов автомобильным транспортом с иностранным перевозчиком - резидентом Эстонии (постоянного представительства на территории РФ не имеет) с целью доставки импортных грузов на территорию РФ, то какой установлен порядок налогообложения налогом на прибыль доходов, подлежащих выплате российской организации резиденту Эстонии?
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" от 05.11.2002 не была ратифицирована, в связи с чем до настоящего времени в силу не вступила.
Однако существует действующее на данный момент Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики "О принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта" от 27.07.92 (вступило в силу с момента подписания), в котором есть:
статья 4 "Перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании настоящего Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок."
В статье 7 данного Соглашения указано "Расчеты и платежи между транспортными предприятиями и организациями обеих Договаривающихся Сторон будут производиться в соответствии с действующими между Договаривающимися Сторонами соглашениями о расчетах и платежах", и в то же время статья 8 данного Соглашения дает нам право: "Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также международными соглашениями, участницами которых являются обе Дoгoвapивaющиеся стороны, будут решаться согласно внутреннему законодательству каждой из Договаривающихся Сторон".
В связи с вышеизложенным просим пояснить, применимо ли вышеуказанное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики "О принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта" при налогообложении доходов, подлежащих выплате российской организации резиденту Эстонии? Освобождает ли данное Соглашение от уплаты налога с доходов, полученных перевозчиком - резидентом Эстонии, который должен исчисляться и удерживаться российской организацией по ставке 10% (пп.2 п.2 ст.284 НК РФ) при каждой выплате доходов в порядке, установленном ст.310 НК РФ?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом, по вопросу налогообложения доходов организации - резидента Эстонии по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сообщает следующее.
Как следует из письма, российская организация заключила договор перевозки грузов автомобильным транспортом с перевозчиком - резидентом Эстонии, не имеющим постоянного представительства на территории Российской Федерации, с целью доставки грузов на территорию Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации по ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса, равной 10%.
Одновременно следует отметить, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицировано и, следовательно, не вступило в силу и не применяется.
Вместе с тем согласно статье 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.92 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.
В соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, при налогообложении доходов эстонского перевозчика применимо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.92, и следовательно, его доходы не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
И.В.Трунин
Ответ утвержден Александром Родионовым, заместителем руководителя экспертной поддержки |
8 800 333-01-13 |