Может, если при этом доля доходов от реализации сельхозпродукции будет составлять не менее 70% от суммарного дохода от реализации с учетом выручки по лизингу. Величину соотношения (70%) нужно контролировать как при переходе на ЕСХН с других систем налогообложения, так и в период применения ЕСХН. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.2 и пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
Для лизингодателя лизинговые платежи формируют выручку от реализации и являются доходом от обычных видов деятельности (абз. 2 п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ, пункт 1 статьи 346.5 Кодекса).
Таким образом нужно оценить долю лизинговых платежей, которые планируются к получению, и если эта доля будет менее 30% в суммарном доходе, то право на применение ЕСХН Вы не потеряете.
Дополнительно отмечаем, что есть Письмо Минфина РФ от 27.12.2010 №03-11-06/1/28, в котором указывается, что доходы от сублизинга не учитываются при определении доли 70%, но в данном случае по нашему мнению выводы этого письма применять рискованно (т.к. речь идет о лизинге, а не о сублизинге).
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Поэтому при получении лизинговых платежей НДС платить не нужно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные, в частности, в статье 251 Кодекса. Поэтому доход в виде поступивших лизинговых платежей учитывается при расчете ЕСХН.
Сдача оборудования в финансовую аренду (лизинг) лицензированию не подлежит. Однако данный вид деятельности должен быть отражен в учредительных документах (ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Ранее в этом Законе было требование о лицензировании, однако в 2002 году эта норма из Закона 164-ФЗ исключена.
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда организация обязана отказаться от применения ЕСХН
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если организация нарушила условия применения ЕСХН, право на этот спецрежим она теряет с начала налогового периода (календарного года), в котором было допущено нарушение. Однако соотношение между доходами от реализации сельхозпродукции и общим объемом доходов от реализации, которое должно быть не менее 70 процентов, организация определяет только по итогам этого года. Таким образом, даже если промежуточные результаты деятельности (например, за квартал, полугодие, девять месяцев) свидетельствуют о том, что организация будет вынуждена отказаться от ЕСХН, до конца налогового периода она признается плательщиком этого налога.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 4.1 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 июля 2009 г. № 03-03-06/1/434, ФНС России от 15 января 2009 г. № ВЕ-22-3/16.
Отсутствие доходов от реализации сельхозпродукции в течение налогового периода не является основанием для отказа от ЕСХН. Однако это правило распространяется только на вновь созданные организации. Они могут продолжать применение ЕСХН, даже если в первом налоговом периоде у них отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 4.1 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
При утрате права на применение ЕСХН организация обязана сообщить в налоговую инспекцию о переходе на другой режим налогообложения. Рекомендуемая форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41. Срок подачи сообщения – в течение 15 календарных дней по истечении налогового периода, в котором было утрачено право на применение ЕСХН (п. 5 ст. 346.3 НК РФ).
Если организация прекратила вести деятельность, облагаемую ЕСХН, об этом тоже нужно уведомить налоговую инспекцию. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41. Уведомление организация обязана подать в течение 15 календарных дней с момента прекращения деятельности на ЕСХН. Об этом сказано в пункте 9 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие налоги платить организации на ЕСХН
Организация, перешедшая на уплату ЕСХН, освобождается от уплаты:
- НДС (кроме НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);
- налога на прибыль (кроме налога на прибыль с дивидендов, процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам и с прибыли контролируемых иностранных компаний);
- налога на имущество.
Все остальные налоги, взносы и сборы нужно платить на общих основаниях. В частности, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, организации, перешедшие на ЕСХН, исполняют обязанности налоговых агентов:
- по НДС (ст. 161 НК РФ);
- по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
- по налогу на прибыль (п. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2010 № 03-11-06/1/28
Вопрос
Организация является плательщиком ЕСХН. Основной вид деятельности -производство и реализация зерновых, зернобобовых и технических культур. Организация также заключает договоры финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники, как для использования техники в основной деятельности, так и для передачи в финансовую субаренду (сублизинг). По условиям договоров сублизинга техника учитывается на балансе сублизингополучателей. Доходы от сдачи техники в сублизинг в бухгалтерском учете учитываются в составе прочих доходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в порядке для лизингодателей (с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов") и представляют собой разницу между общей суммой сублизинговых платежей и входящей в эту сумму стоимостью имущества (общая сумма лизинговых платежей по договору с лизингодателем).
Включаются ли платежи по финансовой субаренде (сублизинга) в общий доход от реализации товаров, работ и услуг для определения доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (согласно п.2 ст.346.2 НК РФ)?
При условии включения названных доходов в расчет, по каким критериям и на основании каких нормативных актов доходы по финансовой субаренде признаются налогоплательщиком доходом от реализации товаров, работ и услуг?
В какой сумме включается в расчет доход по договорам сублизинга:
- как вся сумма денежных средств, поступивших от сублизингополучателей на расчетный счет,
или
- как разница между сублизинговыми и лизинговыми платежами?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под договором лизинга понимается договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.
Пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 26.1 Кодекса предусмотрено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные, в частности, в статье 251 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.
Таким образом, если сдача имущества на условиях сублизинга не является для организации основным видом деятельности, доходы, полученные по договору сублизинга, включаются в состав внереализационных доходов и не учитываются при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика в целях применения пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.
При этом для целей налогообложения в доход включаются суммы денежных средств, поступивших от сублизингополучателей по договорам сублизинга.
Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин