В ст. 23 Конвенции от 18.10.1996 «Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» предусмотрено право на вычет налогов с дохода, удержанных в Казахстане, из налога, взимаемого в России. Указанный вычет не должен превышать сумму налога на такой доход, рассчитанный в России. Зачет налога производится при условии представления организацией документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ).
При обращении организации в налоговые органы в целях предоставления упомянутого выше зачета в соответствии с законодательством РФ и соглашением об избежании двойного налогообложения организация заполняет Налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, утвержденную Приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@ (п. 1 Инструкции по заполнению Налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации). В этой декларации указывается сумма удержанного (уплаченного) источником выплаты налога, выраженная в рублях по курсу Банка России на дату удержания (уплаты) налога.
Вместе с тем, в письме Минфина России от 08.07.2013 № 03-08-13/26324 финансовое ведомство разъясняет, что положения ст. 78 НК РФ (Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа) применяются в случаях излишней уплаты налогов и сборов, установленных ст. ст. 13 - 15 НК РФ. Излишняя уплата налога определяется как превышение фактически уплаченной суммы налога над суммой налога, указанной в декларации к уплате в бюджет.
Иностранные налоги не устанавливаются Налоговым кодексом РФ, не уплачиваются в бюджеты Российской Федерации, не отражаются в карточках расчетов с бюджетом ни по суммам начислений по декларации, ни по суммам фактических поступлений.
Таким образом, иностранные налоги не могут являться излишне уплаченными и положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются.
Поэтому общество не может зачесть налог, уплаченный на территории Казахстана в счет текущего налога на прибыль.
Обоснование
1. Из КОНВЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.10.1996 «Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»
Статья 23. Устранение двойного налогообложения
1. В Казахстане двойное налогообложение устраняется следующим образом:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
а) если резидент Казахстана получает доход или владеет капиталом, который согласно настоящей Конвенции может облагаться налогом в России, Казахстан позволит:
вычесть из налога на доход этого резидента сумму, равную подоходному налогу, уплаченному в России;
вычесть из налога на капитал этого резидента сумму, равную налогу на капитал, выплаченному в России.
Размер зачитываемых сумм налогов в любом случае не должен превышать сумм налогов, которые были бы исчислены в Казахстане на доход или капитал и которые могут облагаться налогом в России, по ставкам, действующим в Казахстане;
б) если резидент Казахстана получает доход или владеет капиталом, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции облагается налогом только в России, Казахстан может включить этот доход или капитал в базу налогообложения, но только для установления налога на другой доход или капитал, подлежащий налогообложению в Казахстане.
2. В России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
2. Из письма Минфина России от 8 июля 2013 г. № 03-08-13/26324
Вопрос: О зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами РФ, при исчислении налога на прибыль; об отсутствии оснований для применения ст. 78 НК РФ при зачете иностранного налога при исчислении налога на прибыль; о зачете иностранного налога в целях налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и сумма налога на прибыль равна нулю.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами Российской Федерации, в целях устранения двойного налогообложения и сообщает следующее.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
В соответствии с п. 3 ст. 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого дохода.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
Из вышеизложенного следует, что право на зачет налога у организации возникает при наличии у нее действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации, и при условии учета доходов, с которых он был уплачен (удержан), при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах.
Следует отметить, что российские организации заявляют свое право на зачет налога в момент представления в налоговые органы Декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, одновременно с декларацией по налогу на прибыль и документами, предусмотренными в п. 3 ст. 311 Кодекса.
При этом Кодексом не ограничивается возможность проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы.
Таким образом, указанные российские организации вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном п. 4 ст. 89 Кодекса.
Что касается применения ст. 78 Кодекса к правоотношениям по поводу зачета иностранного налога, отмечаем следующее.
Как следует из п. 1 ст. 78 Кодекса, ее положения применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 - 15 Кодекса. Иностранные налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Кодексом, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, излишняя уплата налога определяется как превышение фактически уплаченной суммы налога над суммой налога, исчисленной в установленном порядке по декларации и подлежащей уплате в бюджет. Иностранные налоги для целей Кодекса не рассчитываются (не определяются их налоговая база и сумма самого налога), не отражаются в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков (ни по суммам начислений по декларации, ни по суммам фактических поступлений). Кроме того, не ясно, излишней уплатой какого налога, установленного Кодексом, считать иностранные налоги, ведь они не являются российским налогом на прибыль организаций, как он установлен Кодексом.
Таким образом, для целей законодательства о налогах и сборах иностранные налоги не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 Кодекса к правоотношениям по их зачету не применяются.
Что касается решения судов, то необходимо отметить следующее. Статья 311 Кодекса регулирует вопросы устранения двойного налогообложения. В ней указано, что иностранные налоги засчитываются при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Таким образом, с учетом системы прямых норм ст. 311 Кодекса зачет иностранного налога возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации;
2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
3) уплата налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Статьей 274 Кодекса установлено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Соответственно, сумма налога на прибыль за данный отчетный (налоговый) период равна нулю.
Налог на прибыль в этом случае в Российской Федерации не уплачивается, т.е. не возникает двойного налогообложения. В этом случае отсутствует сумма российского налога на прибыль, против которой можно засчитывать иностранный налог. В случае если налог на прибыль в России не уплачивается и нет двойного налогообложения, его устранение за счет зачета иностранного налога Кодексом не предусматривается.