Разрешительные документы должны быть оформлены у компании-аутстаффера, то есть как раз у вашего ИП. Дело в том, что иностранные граждане являются сотрудниками именно для компании-аутстаффера, работодатель для них – компания-аутстаффер. Именно между компанией-аутстаффером и иностранными гражданами заключены трудовые договоры.
Таким образом, все действия по получению разрешений на привлечение иностранных граждан для работы на территории РФ должна совершать компания-аутстаффер, то есть в вашем случае - ИП, также ответственность за нарушение миграционного законодательства несет именно ИП.
О том, как принять на работу граждан Киргизии, см. рекомендацию: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего.
С 2016 года «сдавать в аренду» сотрудников смогут только отдельные аккредитованные частные агентства занятости, а также взаимозависимые компании, которые смогут перераспределять персонал внутри своей компании. Эту возможность устанавливает п. 3 ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ.
Если договор будет заключен в декабре 2015 года, то аккредитация не потребуется. А вот с января 2016 необходима будет аккредитация. Причем, право «сдавать в аренду» сотрудников будет только у юридических лиц, ИП не смогут это делать.
Правительство РФ утвердило Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (постановление от 29 октября 2015 г. № 1165). Подробно – в материалах в обосновании.
Обоснование
Из статьи журнала «Зарплата», № 8, август 2014
Будет ли в России запрещен заемный труд
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА, ИЛИ АУТСТАФФИНГ ПО ЗАКОНУ
По мнению большинства представителей российского бизнеса, сама практика заемного труда оправданна, но права работников должны быть соблюдены. Этому должен способствовать Закон № 116-ФЗ. Он дополняет:
- - Трудовой кодекс статьей 56.1 и главой 53.1, регулирующими труд заемных работников;
- - Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее — Закон РФ № 1032-1) статьей 18.1, которая вводит понятие «деятельность по предоставлению труда работников (персонала)»;
- - статью 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ пунктом 2.1, обязывающим работодателей заемных работников уплачивать за них взносы на случай травматизма.
КАК БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА «АРЕНДА» ПЕРСОНАЛА
Согласно части 1 статьи 56.1 Трудового кодекса, которая вступит в силу с 1 января 2016 года (п. 3 ст. 5 Закона № 116-ФЗ), заемный труд в России запрещен.
За нарушение запрета на заемный труд компании грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
Вместо аренды персонала Законом № 116-ФЗ предусмотрен новый вид деятельности — деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Это направление работодателем своих работников с их согласия к физическим или юридическим лицам, не являющимся работодателями данных работников, для временного выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ).
Такая формулировка не запрещает заемный труд полностью, но существенно ограничивает его применение.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ
Законом № 116-ФЗ установлены несколько условий.
Кто может вести деятельность по предоставлению труда работников
С 2016 года «сдавать в аренду» сотрудников смогут только отдельные частные агентства занятости, которые должны будут пройти специальную аккредитацию, другие юридические лица, в том числе иностранные, а также взаимозависимые компании (в том числе иностранные), которые смогут перераспределять персонал внутри своей компании (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ).
Законом № 116-ФЗ предусмотрено, что работодателем по договору о предоставлении труда работников (персонала) может быть не только частное агентство занятости. В таких случаях особенности регулирования труда временных работников устанавливаются федеральным законом.
На момент подписания номера такие федеральные законы приняты не были
Долгосрочная «аренда» под запретом
Сегодня специализированные агентства предоставляют заемный персонал, как правило, на длительный срок. С 1 января 2016 года этот срок будет ограничен девятью месяцами (п. 10 ст. 18.1Закона РФ № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ).
Но в ряде случаев частные агентства занятости смогут заключать с некоторыми работниками, направляемыми на работу в другую компанию, срочный трудовой договор (ч. 3 ст. 341.2 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ).
Срочный трудовой договор можно заключить на срок не более пяти лет (ч. 2 ст. 58 ТК РФ)
К ним относятся:
- - студенты-очники;
- - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- - лица, освобожденные из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
Это должно облегчить таким сотрудникам поиск временной работы.
Когда запрещено приглашать временных работников
Согласно статье 18.1 Закона № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ будет запрещено брать заемных работников в случаях, если:
- - основной коллектив объявил забастовку;
- - в компании заказчика объявлен простой или введен режим неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения;
- - основным работникам компании-заказчика задерживается выплата зарплаты;
- - компания-заказчик находится в состоянии банкротства;
- - временные работники приглашаются на рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным 3-й и 4-й степени или опасным.
Ограничение численности
Численность арендованных сотрудников не должна превышать 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны. Если же потребуется привлечь больше, компании-заказчику нужно будет получить согласие профсоюза (п. 10 ст. 18.1 Закона РФ № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ).
Оформление трудовых отношений
Схема трудоустройства работников, временно направленных работодателем для работы в другую компанию, с 2016 года будет аналогична схеме, применяемой при классическом аутстаффинге.
При этом компания-заказчик будет принимающей, а компания-исполнитель (например, частные агентства занятости) — направляющей стороной.
Безопасные условия труда для временных работников
Обязательное условие договора о предоставлении труда работников (персонала) — соблюдение принимающей стороной установленных трудовым законодательством обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда (п. 11 ст. 18.1 Закона № 1032-1 в редакции Закона № 116-ФЗ).
С работниками, временно направляемыми на работу в другую компанию, специализированные агентства будут заключать трудовой договор. При этом трудовые отношения у таких работников с принимающей стороной не возникнут.
Особенности трудового договора. В трудовой договор должно обязательно быть включено условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем компании, не являющейся работодателем по этому трудовому договору.
Трудовая книжка. Компания-исполнитель обязана вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника (ч. 9 ст. 341.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ).
Оплата труда временного персонала
Особенности оплаты труда «заемных» работников установлены в статьях 341.1 и 341.2 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ.
Во-первых, их заработная плата не должна быть ниже, чем заработная плата сотрудников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.
Во-вторых, компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной.
ЗА ВРЕМЕННЫХ РАБОТНИКОВ ПРИДЕТСЯ УПЛАЧИВАТЬ ВЗНОСЫ НА ТРАВМАТИЗМ
С 2016 года компании-исполнители как страхователи в системе обязательного социального страхования будут обязаны уплачивать за своих сотрудников, временно направляемых на работу в другие компании, взносы на случай травматизма:
Как провести спецоценку условий труда
Читайте в электронном журнале «Зарплата»
- - исходя из тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны;
- - надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов спецоценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники.
Это предусмотрено пунктом 2.1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2016 года (ст. 2 Закона № 116-ФЗ).
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ С ВРЕМЕННЫМ РАБОТНИКОМ РАССЛЕДУЕТ ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА
Несчастный случай, произошедший с работником, направленным временно для работы у принимающей стороны, будет расследовать комиссия, образованная принимающей стороной. В состав комиссии должен войти представитель работодателя, направившего этого работника.
Логично предположить, что и иные, связанные с несчастным случаем, обязанности возлагаются на принимающую сторону. Она, в частности, должна:
- - уведомить о произошедшем несчастном случае ФСС РФ (в течение суток со дня наступления страхового случая) и при необходимости другие органы, например трудовую инспекцию или прокуратуру (подп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ,ст. 228.1 ТК РФ);
- - составить акт о несчастном случае по форме Н-1, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.
Обратите внимание, что с 8 июня 2014 года в форме Н-1 нужно отражать сведения о проведении спецоценки условий труда (аттестации рабочих мест) с указанием индивидуального номера рабочего места и класса условий труда, а также ИНН и наименование организации, проводившей спецоценку (аттестацию) (приказ Минтруда России от 20.02.2014 № 103н).
Расследовать несчастный случай принимающая сторона должна в течение (ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ):
- - трех дней, если временный работник получил легкое повреждение здоровья;
- - 15 дней — в случае тяжелого повреждения здоровья либо смерти работника.
Эти сроки должны быть соблюдены независимо от того, прибыл своевременно в компанию представитель частного агентства занятости или нет.
Приняты правила аккредитации для предоставления труда работников (персонала)
Правительство РФ утвердило Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (постановление от 29 октября 2015 г. № 1165, далее – Правила, постановление № 1165). Частные агентства занятости и лица, которые работают с договором аутстаффинга, ждали этот документ с 5 мая прошлого года.*
Предыстория
Именно 5 мая 2014 года был принят Федеральный закон № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ), который установил запрет на заемный труд (п. 3 ст. 5). При этом было разрешено привлекать сотрудников по «договору о предоставлении труда работников (персонала)», который должен соответствовать ряду требований.
То есть как таковой аутстаффинг с 1 января 2016 года (день вступления в силу Закона № 116-ФЗ) не будет запрещен, но будет поставлен в жесткие рамки.
Наряду со множеством других ограничений законодатель установил требования к лицам, которые смогут предоставлять персонал (будущий п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», далее – Закон № 1032-I). Ими будут только:
1) частные агентства занятости;
2) другие юридические лица (в т. ч. иностранные) и их аффилированные лица в случаях, если сотрудники направляются:
- к юридическому лицу, которое является аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
- к юридическому лицу, которое является акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
- к юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Причем первые (частные агентства занятости) должны иметь аккредитацию. А для этого необходимы соответствующие правила (на их содержание указывает будущий п. 5 ст. 18.1 Закона № 1032-I).
Порядок регулирования труда сотрудников, которых направляют вторые (юридические лица, не являющиеся агентствами), должен быть урегулирован федеральным законом.
До последнего времени не было ни указанных правил, ни закона.
Сейчас правила появились, но действовать они начнут только с 1 января 2016 года, то есть одновременно со вступлением в силу Закона № 116-ФЗ (п. 3 постановления № 1165). То есть в начале следующего года будет некоторый период, в течение которого агентства не смогут передавать персонал по договору аутстаффинга.*
Порядок аккредитации
Аккредитацию на право осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) будет проводить Федеральная служба по труду и занятости (п. 1 Правил, далее – орган аккредитации).
Для этого агентство должно представить в орган аккредитации заявление о получении аккредитации по установленной форме (она приведена в приложении 1). Причем его надо составить на бланке агентства, подписать у руководителя или уполномоченного им лица и заверить печатью (п. 3 Правил).
К заявлению нужно приложить (п. 4 Правил):
- нотариально заверенную копию учредительного документа;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
- паспорт руководителя или документ, его заменяющий;
- документ о назначении на должность руководителя;
- документы о высшем образовании руководителя, а также копия его трудовой книжки;
- документ, подтверждающий отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Эти документы нужны для того, чтобы подтвердить соответствие агентства требованиям аккредитации (они полностью повторяют правила нового п. 6 ст. 18.1 Закона № 1032-I).
Если агентство не соответствует им или представит документы с недостоверной информацией, то ему будет отказано в аккредитации (п. 11 Правил). Однако это не значит, что нельзя будет повторно обратиться с заявлением после того, как агентство устранит причины отказа (п. 13 Правил).
Весь пакет документов (по описи) должен представить лично руководитель агентства или уполномоченное им лицо (п. 6 Правил).
Далее орган аккредитации действует с учетом следующих сроков:
1 рабочий день, следующий за днем представления пакета документов | – регистрирует заявление с приложениями | |
3 рабочих дня с даты регистрации заявления с приложениями | – проверяет комплектность документов (если представлены не все документы, то они будут возвращены в течение 5 рабочих дней с указанием причин возврата) | |
15 рабочих дней с даты получения документов |
– запрашивает сведения из ЕГРЮЛ и информацию, подтверждающую то, что у агентства отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей; – организует рассмотрение документов в части полноты, достоверности и соответствия требованиям аккредитации; –принимает решение об аккредитации или об отказе в ней |
|
3 рабочих дня | со дня принятия решения об аккредитации |
– осуществляет аккредитацию – вносит сведения об агентстве в реестр аккредитованных частных агентств занятости (далее - реестр); – подготавливает письменное уведомление о внесении сведений в реестр (согласно приложению 2) |
со дня принятия решения об отказе в аккредитации | – подготавливает письменное уведомление об отказе в аккредитации (согласно приложению 2) | |
3 рабочих дня | со дня внесения сведений о частном агентстве занятости в реестр | – вручает уведомление о внесении сведений в реестр представителю агентства либо направляет агентству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью |
со дня принятия решения об отказе в аккредитации | – вручает уведомление об отказе в аккредитации представителю агентства либо направляет агентству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью |
Аккредитация предоставляется на три года, если, конечно, в заявлении о получении (продлении) аккредитации не указан меньший срок (п. 14 Правил). Она может быть продлена, приостановлена (возобновлена) или отозвана.
Обязанности аккредитованного агентства
Главная обязанность – представлять в орган аккредитации ежегодные отчеты о деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Это необходимо будет делать не позднее 15 января года, следующего за отчетным (п. 15 Правил).
Форма отчета будет установлена Министерством труда и социальной защиты РФ.
Кроме того, у аккредитованных агентств будет обязанность по информированию органа аккредитации. В частности, они будут обязаны сообщить в письменной форме (п. 16 Правил):
- об изменении наименования;
- об изменении места нахождения;
- о ликвидации или реорганизации;
- о смене руководителя.
Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ (п. 17 Правил), за исключением последнего события. О смене руководителя нужно сообщить в течение пяти рабочих дней (п. 21 Правил)
Также нужно будет уведомить орган аккредитации, если (п. 20 Правил):
- уставный капитал станет менее 1 млн руб.;
- возникнет задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
- руководитель будет осужден за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Это нужно будет сделать в течение пяти рабочих дней с даты наступления указанных случаев.
Продление, приостановление или отзыв аккредитации
Для продления необходимо будет подать соответствующее заявление не позднее 30 рабочих дней до истечения срока действия аккредитации (п. 22 Правил). Орган аккредитации должен будет принять решение о продлении аккредитации или об отказе в этом в течение 15 рабочих дней с даты получения документов.
Аккредитация продлевается еще на три года (если иное не указано в заявлении о продлении аккредитации).
Орган аккредитации может приостановить аккредитацию, если агентство (п. 28 Правил):
- нарушит требования аккредитации или
- не выполнит обязанности по ранее заключенным с сотрудниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает частное агентство занятости из реестра, если (п. 31 Правил):
- произойдет ликвидация или реорганизация агентства;
- истечет срок аккредитации;
- агентство само обратится с требованием об отзыве аккредитации;
- агентство перестанет соответствовать требованиям аккредитации;
- агентство представит подложные документы или заведомо ложные сведения;
- агентство не представит в установленный срок ежегодный отчет о деятельности по предоставлению труда работников;
- отчет о деятельности агентства будет содержать заведомо ложные сведения;
- агентство не устранит в установленный срок нарушения, ставшие причиной для приостановления аккредитации;
- агентство не устранит в установленный срок нарушение требований к размеру уставного капитала, отсутствию задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей и отсутствию судимости у руководителя;
- новый руководитель или уполномоченное им лицо не представит в течение 30 дней документы, которые были представлены для получения аккредитации в отношении бывшего руководителя.
Наиболее печальные последствия будут, если аккредитацию отзовут по причине ложности сведений ежегодного отчета или неустранения нарушений, повлекших приостановление аккредитации. В таком случае агентство сможет повторно обратиться в орган аккредитации не ранее чем через год после отзыва аккредитации (п. 32 Правил).
Новый реестр
Федеральная служба по труду и занятости «осуществляет аккредитацию путем внесения в реестр аккредитованных частных агентств занятости (далее – реестр) сведений о частном агентстве занятости» (п. 12 Правил).
Они являются открытыми и общедоступными (п. 39 Правил). Так, заинтересованное лицо сможет проверить наличие действующей аккредитации у того или иного агентства. Для этого достаточно (п. 40 Правил):
- либо зайти на официальный сайт органа аккредитации (там будет размещен реестр в электронном виде);
- либо сделать запрос в орган аккредитации в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.*
В последнем случае заинтересованное лицо в течение 10 рабочих дней получит выписку из реестра или узнает об отсутствии в нем сведений. Причем все это абсолютно бесплатно (п. 42 Правил).
В проверке агентства могут быть заинтересованы как потенциальные заказчики, так и сотрудники, которые планируют обратиться к такому агентству.