В данной ситуации:
- Проводки по отражению таких оплат приведены в тексе подробного ответа.
- В налоговом учете госпошлина и лицензия могут быть учтены в качестве прочих расходов.
- Вы становитесь плательщиком водного налога и должны сдавать отчетность в отношении водного налога.
Обоснование
Из рекомендации Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на получение лицензии на пользование недрами
Бухучет
Затраты, связанные с приобретением лицензии на пользование недрами, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Учитывайте их в составе расходов будущих периодов на дату их возникновения.
Списывайте лицензионные расходы в порядке, установленном организацией, например равномерно в течение срока действия лицензии. Это следует из пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, пунктов 5 и 9 ПБУ 10/99 и подтверждено письмом Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5. Порядок списания нужно отразить в учетной политике для целей бухучета.
Указанные операции отразите проводками:*
Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов затраты на получение лицензии;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 20 Кредит 97
– списана на затраты часть расходов на получение лицензии.
За выдачу лицензии взимается госпошлина в сумме 6000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Расходы на уплату госпошлины учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Уплату пошлины отразите проводками:*
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– отражены расходы на уплату госпошлины;
Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– перечислена пошлина в бюджет.
Если организация не выиграла конкурс или отказалась от получения лицензии, предварительные расходы, связанные с ее получением, спишите на прочие затраты. Указанную операцию отразите в месяце, в котором организация получила уведомление о том, что она не выиграла конкурс (или в месяце, в котором принято решение об отказе в участии в конкурсе). Это следует из пунктов 11 и 18 ПБУ 10/99.
При этом в учете сделайте следующие проводки.
На дату осуществления предварительных расходов, связанных с получением лицензии:
Дебет 97 Кредит 76
– отражены в составе расходов будущих периодов расходы, связанные с получением лицензии.
На дату получения решения о том, что организация не выиграла конкурс (на дату принятия решения об отказе в участии в конкурсе):
Дебет 91-2 Кредит 97
– списаны на прочие расходы предварительные затраты, связанные с получением лицензии.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога
Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:
- экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
- документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
- оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
- поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.
Перечень расходов
Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:*
- расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
- расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
- сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:
- по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
- по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Агрофирма добывает воду из скважины
В сельской местности, как правило, отсутствует центральное водоснабжение. Поэтому многие агрофирмы добывают воду для бытовых и промышленных нужд из подземных источников. При этом у организации появляются не только лишние затраты, но и дополнительное налогообложение...
Как учесть расходы на установку скважины
Расходы, связанные с сооружением скважины, – это капитальные вложения организации в основные средства. К таким расходам, как правило, относятся проектные, регистрационные работы, затраты на необходимое оборудование (насос, трубы и т. д.) и собственно сами буровые работы. В бухгалтерском учете все издержки, связанные с созданием скважины, накапливаются на счете 08 субсчет «Капитальные вложения в строящиеся объекты основных средств».
При вводе скважины в эксплуатацию оформляется акт по форме № ОС-1 «Акт (накладная) приемки-передачи основных средств».
После ввода в эксплуатацию скважина учитывается на счете 01 «Основные средства». Затраты на содержание скважины списываются в расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
В налоговом учете объект относится к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования от 10 до 15 лет включительно.
Текущие издержки на содержание скважины списываются на расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ).
Поскольку скважина является объектом основных средств, то организация должна уплачивать налог на имущество (ст. 375 Налогового кодекса РФ).
Дополнительные налоги и платежи зависят от вида скважины
Организации, у которых есть скважины, являются пользователями недр. Более того, они обязаны уплачивать водный налог, получить соответствующую лицензию и вносить платежи за пользование недрами. Правда, все эти обязанности «грозят» агрофирме только лишь в том случае, если скважина находится глубже первого водоносного слоя.
Если у организации бытовой колодец или скважина первого водоносного горизонта, то лицензии в этом случае не требуется (письмо Минфина России от 30 января 2007 г. № 03-06-06-02/2). А раз не требуется лицензия, то платить за пользование недрами организации тоже не нужно (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», далее – Закон «О недрах»). К тому же сельхозпредприятие освобождается от водного налога (письмо Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-06-05-02/5).
Первым водоносным горизонтом называется ближайший от поверхности водный пласт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Однако такие воды подвержены загрязнению, уровень их колеблется в зависимости от выпадения осадков или засухи.
В зимнее время они могут промерзать, следовательно, водоснабжение может прерваться.
Так что в большинстве случаев организации имеют скважины глубже первого водоносного слоя. Межпластовые воды более чистые, чем грунтовые, их уровень более постоянен во времени. При этом, как вы понимаете, у организации появляется обязанность уплачивать дополнительные налоги и платежи.
Плата за пользование недрами*
Как только организация начнет добывать воду из скважины глубже первого водоносного слоя, она становится пользователем участка недр. В этом случае на агрофирму распространяется действие Закона «О недрах». В соответствии с ним она обязана платить за пользование недрами (ст. 39 Закона «О недрах»). Есть разовые платежи и регулярные. В рассматриваемой ситуации организация уплачивает разовые платежи. Их суммы прописываются в лицензии, срок уплаты наступает при определенных событиях, опять же оговоренных в лицензии (ст. 39 Закона «О недрах»).
Что касается регулярных платежей, то их агрофирма не уплачивает, поскольку такие платежи положены только за конкретные виды работ, прописанные в статье 43 Закона «О недрах». Про добычу подземных вод там не сказано.
Платежи за пользование недрами можно учесть в качестве расходов при налогообложении прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Это подтверждают чиновники Минфина России в письме от 19 августа 2008 г. № 03-03-06/1/171.
Как учесть расходы на лицензирование*
Поскольку организация является пользователем недр, ей необходимо получить соответствующую лицензию (ст. 11 Закона «О недрах»). Эта лицензия будет подтверждать право организации пользоваться участком недр. В ней также будут прописаны границы пользования, цели и срок ее действия, размер и условия платежей. Форма бланка лицензии утверждена приказом МПР от 29 сентября 2009 г. № 315.
В бухгалтерском учете стоимость полученной лицензии рассматривается как расходы будущих периодов (п. 65 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Списывать такие суммы необходимо равномерно или пропорционально произведенной продукции в течение периода, на который выдана лицензия. Выбранный порядок следует закрепить в учетной политике организации.
Стоимость лицензии в налоговом учете учитывается либо в составе нематериальных активов, либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Если лицензия принята к учету как НМА, то ее стоимость списывается через амортизацию (ст. 256–259.2 Налогового кодекса РФ). Если же организация учитывает стоимость лицензии в расходах, то списывает ее равными частями в течение двух лет (п. 1 ст. 325 Налогового кодекса РФ).*
Выбранный порядок учета также необходимо закрепить в учетной политике.
Бывает, что организации не удается получить лицензию. Издержки в этом случае также можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Они списываются в течение пяти лет, начиная с месяца, следующего за месяцем отказа.
Водный налог или НДПИ
Организации, которые используют скважины, должны уплачивать водный налог. При этом налоговая база определяется как объем забранной воды за налоговый период, которым признается квартал (п. 2 ст. 333.10, ст. 333.11 Налогового кодекса РФ). Объем воды определяется на основании показаний измерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).
Если приборы отсутствуют, то объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.
Если же определить объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления.*
Хорошая новость для агрофирм: если вода используется для орошения земель сельхозназначения, а также для водопоя (обслуживания) скота и птицы, то налог в этом случае уплачивать не надо (подп. 13 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).
Однако если при этом сельхозпредприятие будет использовать воду, например, для столовой, то заплатить налог придется. Только в расчет берется ровно то количество воды, которая используется в столовой.
И еще один важный момент. Если организация добывает термальные воды или вода содержит полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, то в этом случае уплачивается не водный налог, а налог на добычу полезных ископаемых (п. 2 ст. 333.9, п. 1 ст. 336 и подп. 15 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ). Поэтому агропредприятию целесообразно провести экспертизу добываемой из скважины воды и решить, какой налог она должна платить: НДПИ или водный.
Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен платить водный налог и по каким объектам
Кто платит водный налог*
Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года. После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору. До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.
Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.
Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.*
Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия
Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.
Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно
Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.
Это случаи, когда организация:
- забирает воду с поверхности водных объектов;
- использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
- использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.
Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как составить и сдать декларацию по водному налогу
Декларацию по водному налогу должны сдавать плательщики этого налога. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н.
Когда сдавать*
Декларацию сдайте не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.15 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: нужно ли подать декларацию по водному налогу, если организация не использовала водный объект в отчетном квартале
Да, нужно.
Декларацию по водному налогу должны сдавать плательщики этого налога. А к ним относят те организации, которые пользуются водными объектами по лицензии.
То есть если у организации есть лицензия на водопользование, то она обязана подать декларацию. То обстоятельство, что в отчетном квартале деятельность по какой-либо причине не велась, значения не имеет. В этом случае в инспекцию нужно сдать декларацию с нулевыми показателями.
Если организация вообще больше не планирует использовать водный объект, аннулируйте лицензию. До тех пор пока лицензия действует, декларации по водному налогу (в т. ч. нулевые) придется сдавать ежеквартально.
Это следует из пункта 1 статьи 333.8 и пункта 1 статьи 333.15 Налогового кодекса РФ.
Ответственность*
Если вовремя не сдать декларацию по водному налогу, то плательщика могут привлечь не только к налоговой, но и к административной ответственности (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).
Статья 119 Налогового кодекса РФ предусматривает штраф в размере 5 процентов от суммы налога по этой декларации, которую вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации. Максимальный предел для такого штрафа – 30 процентов от неуплаченного налога по декларации, а минимальный – 1000 руб. Так, если всю сумму налога заплатили в срок, а декларацию сдали позже, штраф равен 1000 руб. А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.
Кроме того, по заявлению налоговой инспекции руководителя организации, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа. Его размер составит от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Куда сдавать*
По общему правилу декларацию подают в ту налоговую инспекцию, где используют водный объект.
А как быть, если организация осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ? В таком случае декларацию подайте по своему выбору:
- либо в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
- либо в одну из налоговых инспекций по месту использования воды. Учтите, что этот вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС России.
Крупнейшие налогоплательщики сдают декларацию в налоговую инспекцию по месту учета в качестве крупнейших.
Это следует из пункта 1 статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.
Как сдать*
Декларацию по водному налогу можно сдать одним из следующих способов:
- на бумаге (через представителя или по почте);
- в электронном виде по ТКС. Для некоторых организаций этот способ обязателен, например для крупнейших налогоплательщиков.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Внимание: если организация обязана сдавать налоговые декларации только в электронном виде, то за нарушение этого порядка ее привлекут к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 200 руб. Это указано в статье 119 Налогового кодекса РФ.
Состав декларации*
Декларация по водному налогу включает:
- титульный лист;
- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)»;
- раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога»;
- раздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;
- раздел 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях»;
- раздел 2.3 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта без забора воды для целей гидроэнергетики»;
- раздел 2.4 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях».
Разделы 2.1–2.4 заполните в зависимости от вида использования водного объекта. Титульный лист и разделы 1 и 2 представляют все налогоплательщики. Кроме того, страница 2 титульного листа предусмотрена для тех случаев, если у налогоплательщика-гражданина нет ИНН.
Порядок заполнения*
Декларацию заполняйте по общим правилам.