В отношении транспортных средств, принадлежащих сельскохозяйственными товаропроизводителями, но сданным в аренду, льготу применить нельзя.
Обоснование
Закон Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области (c изменениями на 18 декабря 2015 года)»
«Статья 2.4. Налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиками
(статья с изменениями на 4 июля 2012 года, - см. предыдущую редакцию)
1. Устанавливаются следующие налоговые льготы по транспортному налогу:
1) освобождаются от налогообложения:
в) в отношении объектов налогообложения, предусмотренных пунктами 3–5 статьи 2.2 настоящего Закона, - индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями;»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 11, ноябрь 2013
Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу
Чиновники указали: порядок уплаты налога по транспортным средствам, зарегистрированным в налоговых органах до 24 августа, не изменится*. При этом сельхозтоваропроизводители пользуются льготами по данному налогу.
* Письмо Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435 . Его текст – в электронной версии журнала.
Применение льготы по налогу
Транспортным налогом не облагаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины. При условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются ими для сельхозпроизводства.
Перечень льготируемого транспорта
В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ уточнено, что можно считать специальными автомашинами. Это молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания.
Однако это далеко не весь перечень. Полный список спецтехники приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 ) под кодами 14 3410040 и 15 3410040.
Правда, некоторые арбитры считают, что указанный в Налоговом кодексе РФ перечень является закрытым (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2008 г. № 18АП-6963/2008 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 ). Но есть и примеры, где судьи придерживаются обратной позиции – в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009 , определении ВАС РФ от 16 марта 2010 г. № ВАС-2570/10 .
Чиновники в своих устных разъяснениях предлагают для возможности получения налоговой льготы внимательно изучать паспорт транспортного средства (ПТС). › |
› | Если вы сомневаетесь, полагается ли вам льгота по транспортному налогу, то воспользуйтесь сервисом для подписчиков «Электронный ответ» на сайте www.otraslychet.ru.
Они указывают, что ПТС является первичным документом в отношении конкретного транспортного средства. Поэтому, если в паспорте транспортного средства отсутствует указание на то, что оно является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, применять льготу нельзя.
Впрочем, в постановлениях ФАС Уральского округа от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2 и от 10 июня 2008 г. № Ф09-4144/08-С2 , ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40) судьи посчитали, что отсутствие в техническом паспорте транспортного средства такого указания не является основанием для отказа собственнику в льготе.
Обратите внимание: не любая техника, используемая в сельскохозяйственном производстве, признается сельскохозяйственной техникой. Не путайте термины. Дело в том, что это разные вещи. Например, обычные грузовые автомобили, пусть даже они перевозят исключительно сельскохозяйственную продукцию, к сельскохозяйственной технике не относятся.
На это же указано в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010 , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2007 г. № А26-9100/2006-211 .
Поэтому достаточно большое число техники, принадлежащей сельхозпредприятиям, все равно должно облагаться транспортным налогом.
Кроме того, если у техники нет двигателя внутреннего сгорания, это еще не освобождает ее от обложения транспортным налогом.
Достаточно посмотреть определение из статьи 358 Налогового кодекса РФ.
Там сказано, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством.
Те транспортные средства, которые не облагаются транспортным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.
Отсутствие или наличие двигателя внутреннего сгорания в данном вопросе значения не имеет. Об этом же было сказано, например, в письме Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-05-05-04/13 .
Необходимость наличия статуса сельхозтоваропроизводителя
Необходимым условием для освобождения от уплаты налога транспортных средств является наличие у компании статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Если судить по письму Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05 , то в целях применения подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ нужно использовать определения из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Там сказано, что к сельхозтоваропроизводителям относятся компании, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) по перечню Правительства РФ и реализацию этой продукции. Однако при условии, что доля выручки от реализации данной продукции составляет не менее 70 процентов общих доходов хозяйства за календарный год.
Упомянутый перечень – это Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.
Напомним, что данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 .
Таким образом, для того чтобы организация могла получить освобождение от уплаты транспортного налога в отношении сельскохозяйственной техники, необходимо выполнение следующих условий:
1) транспортные средства эксплуатируются при производстве сельхозпродукции;
2) транспортные средства зарегистрированы на налогоплательщика;
3) компания является сельхозтоваропроизводителем;
4) выручка от реализации сельхозпродукции превышает за налоговый период (календарный год) 70 процентов в общем объеме выручки.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, с применением льготы могут возникнуть большие проблемы. О чем свидетельствует арбитражная практика (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010 ,Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. № А35-5723/2009 и ФАС Центрального округа от 6 июня 2011 г. № А35-5723/2009 ).
В пункте 17.3 Методических рекомендаций (утвержденых приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 ) особо отмечено: «Тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период». Хотя данные Методические рекомендации не являются нормативным актом, они являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговиками ( письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. № 03-06-04-04/24 ).
Изменения в порядке регистрации транспорта
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств.
Как было указано в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, местонахождение транспортных средств – это место их регистрации.
При этом транспортное средство регистрируется по местонахождению организации (собственника имущества) или ее обособленного подразделения. Основание – Правила регистрации автотранспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 .
Однако Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ изменил формулировкуподпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Теперь там говорится, что местонахождением транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных судов) признается местонахождение собственника имущества. Причем налоговая инспекция обязана поставить на учет (или снять с учета) организацию по местонахождению принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных соответствующими госорганами.
В тот же срок налоговики обязаны выдать компании или направить в ее адрес по почте заказным письмом уведомление о постановке на налоговый учет по местонахождению транспортных средств (или уведомление о снятии с учета).
Согласитесь, что сейчас далеко не все транспортные средства удовлетворяют новому правилу регистрации.
Ведь ранее местонахождением транспортного средства признавалось место его регистрации, и только при отсутствии такового – местонахождение собственника имущества, поэтому у некоторых транспортных средств место регистрации и местонахождение их собственника различаются.
Нужно ли регистрировать заново? В Минфине России ( письмо от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435 ) полагают, что этого не требуется.
Законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в ИФНС налогоплательщиков по местонахождению транспортных средств, которые были поставлены на учет до вступления в силу этого закона.
Так что для указанного транспорта налог нужно уплачивать по прежнему месту регистрации транспортных средств.
Учтите, что специалисты главного финансового ведомства планируют довести свое мнение до налоговиков как руководство к действию.