Чтобы разблокировать счет, нужно либо выполнить требования инспекции, либо оспаривать ее решение.
Если организация меняет юридический адрес (вносит изменения в устав), она автоматически ставится на учет в новую инспекцию, которой подведомственна территория по новому месту нахождения организации. При этом компания считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено пунктами 3.6.1 и 3.6.3 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178
После постановки на учет по новому адресу организация будет отчитываться и взаимодействовать уже с новой инспекцией. Но прежняя инспекция начать и провести выездную налоговую проверку мигрирующей организации. И если такая проверка была начата до дня внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения организации, именно прежняя инспекция вправе будет ее провести и завершить, несмотря на то, что в процессе проверки налогоплательщик перейдет в ведомство другой инспекции (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 О проведении выездной налоговой проверки организации, снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения).
Таким образом, правомерность действий ИФНС № 11 зависит от того, какие мероприятия она проводила до регистрации смены адреса. Если отсутствие пояснений было выявлено в ходе выездной проверки, то привлечь организацию к ответственности прежняя инспекция вправе и после регистрации нового адреса организации.
Если же никаких мероприятий налогового контроля начато не было, просто прежняя инспекция после регистрации организации по новому адресу вынесла решение о блокировке счета – права налогоплательщика нарушены. В этом случае прежняя инспекция не обладает правом проверять и привлекать Вашу организацию к ответственности – это может сделать только новая инспекция. Такое решение ИФНС № 11 можно оспорить в установленном порядке.
Обоснование
Рекомендация
Начиная с 30 июля этого года инспекторы высылают всю официальную корреспонденцию строго на юридический адрес компании. А организацию, которая долгое время никак не реагирует на такие сообщения, контролеры вправе ликвидировать через суд. Не так давно с этим согласились и в Пленуме ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61. Подробнее о последствиях несовпадения юридического и фактического адреса читайте здесь.
Чтобы избежать неприятностей, советуем зарегистрировать организацию по ее действительному адресу. Быстро и грамотно это сделать вам поможет пошаговая инструкция. Чтобы получить бесплатный доступ ко всем материалам, которые мы собрали по этой теме, просто зайдите в Систему под своим логином и паролем. А если таковых у Вас еще нет, то зарегистрируйтесь.
Не нашли ответ на свой вопрос? Жмите кнопку «Помощник» в правом нижнем углу экрана. Наши эксперты в онлайн-режиме постараются помочь вам.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ШАГ 1. Оформите решение собственников и внесите изменения в устав
Для начала сведения о новом адресе нужно зафиксировать в учредительных документах, в частности, в уставе. Делают это на основании решения, принятого участниками на общем собрании. Когда учредитель один, решение он принимает единолично.
Рекомендации:
Как оформить решение общего собрания участников ООО;
Как внести изменения в устав ООО;
Документы:
Изменения устава, оформленные отдельным приложением к нему при смене юридического адреса.
Статьи из журналов:
Мы не уведомили участников ООО о предстоящем общем собрании. Что нам будет? («Главбух» № 4, 2011);
Если юридический адрес не совпадает с фактическим («Упрощенка» № 1, 2010);
Приводим в порядок учредительные документы («Учет в строительстве», № 7, 2009).
ШАГ 2. Заполните заявление по форме № Р13001
О том, что юридический адрес организации меняется, нужно сообщить в налоговую инспекцию. Для этого используйте заявление по форме № Р13001. В нем заполните только первую страницу, листы Б и М.
Документы:
Пример заполнения формы № Р13001 при изменении юридического адреса организации.
Статьи журналов:
Нужно ли заверять у нотариуса подпись руководителя организации в заявлении о перерегистрации ООО («Учет в торговле» № 4, 2010).
ШАГ 3. Сдайте пакет документов в налоговую инспекцию
Заполненное заявление подайте в налоговую инспекцию, где числится ваша организация. Либо в специальную регистрирующую ИФНС России, если таковая есть в вашей местности. К заявлению приложите такой набор документов:
- новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
- решение общего собрания о внесении изменений в учредительные документы организации (или единоличное решение единственного участника);
- документ об уплате госпошлины (800 руб.);
- документ, подтверждающий новый юридический адрес (копию договора о покупке недвижимости или аренды).
Представить весь пакет документов нужно в течение трех рабочих дней с того момента, как изменился адрес. Отсчитывайте этот срок от даты решения общего собрания или единственного участника.
Рекомендации:
Кто должен подавать документы при регистрации ООО;
Как организации перечислить госпошлину в бюджет;
Как отразить госпошлину в бухучете;
Как учесть госпошлину при налогообложении.
Справочные материалы:
Документы:
ШАГ 4. Получите подтверждение о госрегистрации изменений
Получив от вас заявление, сотрудники ИФНС России зарегистрируют изменения в уставе в течение пяти рабочих дней. Через один рабочий день после этого вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ. Свидетельство о регистрации изменений в ЕГРЮЛ, как это было раньше, не выдают.
В Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и Росстат подавать сведения о новом адресе не придется. За вас это сделают сотрудники ИФНС России – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации.
Рекомендации:
Кто должен получать документы при регистрации ООО.
Документы:
Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету
Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Право на блокировку счета
Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:
- не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
- не представила налоговую декларацию в установленный срок;
- не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).
Блокировка за неуплату налогов
Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.
Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Блокировка за непредставление деклараций
Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.
Ограничения блокировки
Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.
Блокировка счета не распространяется:
- на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
- на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;
Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).
При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:
- в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
- в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).
Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.
Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.
Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.
Решение о блокировке
Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ).
Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).
Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.
Заявление об отмене блокировки
Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.
Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:
- номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
- номера банковских счетов, которые следует разблокировать.
К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.
Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Отмена решения о блокировке
Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:
- в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки(если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится впункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Проценты за нарушение срока разблокировки
Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.
Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:
Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) | = | Сумма, на которую приостановлены операции по счету | ? | Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) | х | Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) | : | Количество календарных дней в году |
Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писемМинфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.
Из статьи 89 Налогового кодекса РФ
«1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.*
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика».
Письмо Минфина России от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 «О проведении выездной налоговой проверки организации, снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения»
«Вопрос:
26.07.2011 организация снялась с регистрационного учета в старом налоговом органе. На дату снятия претензий к налогоплательщику не было (уведомлений, решений, требований не предоставлялось). После постановки на налоговый учет старым налоговым органом было выслано решение о проведении выездной налоговой проверки от 25.07.2011. На дату предъявления решения налогоплательщик на учете уже не состоял. Согласно судебной практике данные требования незаконны.
Уместно ли требование старого налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, если все мероприятия проводятся после снятия с регистрационного учета в данном налоговом органе?
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения юридического лица (пункты 3.6.1, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Таким образом, налоговый орган, в котором организация состоит на учете до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении места нахождения этой организации, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.*
В декларации по НДС за третий квартал у нас будет возмещение. Отчетность мы сдадим в октябре, а в ноябре планируем поменять юридический адрес. Перейдем в другую инспекцию. В какую налоговую подавать заявление на возмещение НДС?
Подать заявление надо в инспекцию, в которую вы представите декларацию.
Компания вправе вернуть переплату НДС, если сумма вычетов за квартал превысила исчисленный налог (п. 1 ст. 176 НК РФ). Для этого надо подать в инспекцию заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ). Причем, если сделать это во время камералки, инспекция вернет налог в течение 11 рабочих дней со дня завершения проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Если во время проверки компания изменит адрес и встанет на учет в другую инспекцию, отчитываться повторно и подавать еще одно заявление не надо. Старая налоговая не прекратит проверку, и решение о возврате будет принимать именно она. А вот вернет налог уже новая инспекция (письмо ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692).
Смена адреса более двух раз привлечет внимание
Регистрация новых компаний опасна при взаимозависимости
Переезд в льготный регион без ведения деятельности опасен
Практика показывает, что некоторые собственники регулярно регистрируют новое юридическое лицо, оставляя при этом старую компанию. Ведь ликвидация организации может повлечь проведение выездной налоговой проверки и дальнейшие нежелательные последствия (п. 11 ст. 89 НК РФ). Поэтому компанию, через которую не планируется более осуществлять деятельность, просто оставляют: операции не осуществляются, отчетность не сдается (подробнее читайте ниже).
БУКВА ЗАКОНА
Ликвидация компании в административном порядке
Если компания в течение последних 12 месяцев не представляла в налоговый орган отчетность и не осуществляла операций по своим счетам, регистрирующий орган может принять решение об исключении ее из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, предусмотрено право, а не обязанность исключения компании из ЕГРЮЛ. Ранее компании в суде успешно оспаривали такие действия регистрирующего органа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.10.13 № А46-31465/2012, Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.13 № А41-29444/12).
Однако с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Появилась статья 64.2 «Прекращение недействующего юридического лица», согласно которой юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, если в течение 12 месяцев оно не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Таким образом, с этой даты исключение из ЕГРЮЛ компании является обязанностью регистрирующего органа.
Однако на практике такое развитие событий представляется сомнительным — «брошенных» организаций очень много, оформление может затянуться на неопределенное время
В этом случае организацию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и письмо ФНС России от 09.08.05 № ЧД-6-09/668@). Отметим, что в действительности в таком порядке компании исключают редко.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации есть вероятность, что компанию привлекут к ответственности за непредставление нулевой отчетности. Хотя на практике это редкость.
Другие компании просто «переезжают», регистрируясь по новому адресу, иногда даже в другом регионе. В этом случае возможна смена учредителей или генерального директора.
Рассмотрим, на какие факты обращают внимание контролеры, для того чтобы вывести на чистую воду тех, кто применяет подобные методы «налоговой оптимизации». А также какие аргументы приводят компании, которые формально подпадают под применение налоговой схемы, но не преследуют целей уклонения от уплаты налогов.
Смена адреса — не повод для отмены выездной проверки, назначенной до внесения изменений в ЕГРЮЛ
Как правило, компании переезжают на новое место для того, чтобы не платить налоги, сменить инспекцию, отсрочить на неопределенный срок выездную проверку.
Контролеры уже давно знают о таких методах избежания ответственности. Еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@) одним из критериев для назначения выездной проверки указана «миграция» между налоговыми органами — неоднократное снятие и постановка на учет компании в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
При этом привлекают внимание только те налогоплательщики, которые переезжали более двух раз с момента своего создания. А также те, кто представлял заявление о внесении изменений в учредительные документы о смене адреса (форма № Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@) в то время, когда проводилась выездная налоговая проверка.
Если при этом смена адреса связана со сменой налоговой инспекции (п. 10Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведенных в приложении № 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333).*
Аренда юрадреса сама по себе может создать для компании сложности
Если же компания переезжает, не преследуя цели избежать налоговую проверку и ответственность, то ей все-таки стоит для снижения риска запастись весомыми аргументами для обоснования своих перемещений. Например, это может быть окончание договора аренды или более выгодные условия аренды помещения по другому адресу. Либо иные доводы, связанные с удобством осуществления деятельности (близкое расположение склада, железной дороги, поставщика).
Если решение о проведении выездной проверки налоговая инспекция уже вынесла по старому месту нахождения организации, то смена адреса не будет помехой для ее проведения при условии, что в ЕГРЮЛ изменения еще не зарегистрированы (письма Минфина России от 05.05.12 № 03-02-07/1-110 и от 23.03.12 № 03-02-07/1-68, ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309). Аналогичным образом не удастся отменить или приостановить выездную налоговую проверку, если смена адреса осуществляется во время проведения такой проверки (письмо ФНС России от 18.11.10 № АС-37-2/15853).
Смену адреса при переезде в льготный регион могут признать схемой ухода от налогов, если по новому месту нет следов деятельности
Компании в целях экономии на налогах прибегают не только к смене адресов в рамках одного города или субьекта, но и переезжают в другие регионы.
В данном случае это больше связано с наличием более выгодных налоговых условий за счет установления пониженных ставок региональных, местных налогов. Ведь Налоговый кодекс РФ позволяет субъектам РФ самостоятельно устанавливать в пределах лимитов ставки по налогу на прибыль, налогу по «упрощенке», транспортному и имущественному налогам (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 361 и п. 1 ст. 380 НК РФ).
При этом в рамках такой схемы действий некоторые компании регистрируют обособленное подразделение в льготном регионе и переводят туда свой исполнительный орган. Таким образом, фактически деятельность осуществляется на прежнем месте, а на учет в налоговом органе компания будет поставлена в льготном регионе.
Аренда юрадреса в льготном регионе
Для реализации такого варианта оптимизации компании нужно будет арендовать либо приобрести помещение, чтобы оформить по его месту нахождения свой юридический адрес.
Переезд в льготный налоговый регион привлечет внимание контролеров
Для этих целей некоторые прибегают к приобретению услуг по аренде юридического адреса. Эта сделка сама по себе мнимая (п. 1 ст. 170 ГК РФ). Недостоверность юридического адреса суды определяют при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61):
«1)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует, или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4)адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
5)имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости».
Если регистрирующий орган выявит указанные факты, он может отказать компании в регистрации (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Подробнее читайте ниже.