Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118).
Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество.
Моментом определения налоговой базы будет дата частичной оплаты выкупаемого государственного имущества.
Порядок составления декларации налоговым агентом приведен в рекомендации «Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, являющемуся плательщиком НДС».
Порядок отражения поступления недвижимости в бухгалтерском учете приведен в материале к ответу на ваш вопрос.
Обоснование
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Ситуация: как рассчитать НДС при выкупе у органа госвласти ранее арендованного здания и прилегающего к нему земельного участка. Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При продаже государственного (муниципального) имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118).* Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество.* Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. При этом налог рассчитывайте только со стоимости здания. Реализация земельных участков не признается объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Моментом определения налоговой базы будет дата частичной оплаты выкупаемого государственного имущества*. Это следует из положений статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 27 сентября 2011 г. № 03-07-14/94, от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634. При этом перечислять НДС в бюджет нужно в общем порядке. То есть ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ,письмо Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320).
Суммы НДС, перечисленные в бюджет, налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Что касается процентов за рассрочку платежа, то они налоговую базу не увеличивают. Это объясняется так. Продажа имущества с предоставлением рассрочки по оплате признается коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ). К коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Таким образом, проценты, взимаемые с покупателя за пользование коммерческим кредитом, следует рассматривать как плату за пользование заемными денежными средствами.
Проценты по займам не облагаются НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Это правило применяется и к коммерческим кредитам. Поэтому проценты, которые налоговый агент платит при покупке в рассрочку имущества казны, в налоговую базу по НДС не включаются.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17 июня 2014 г. № 03-07-15/28722, которое направлено налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 8 июля 2014 г. № ГД-4-3/13219). Письмо основано на положениях пункта 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13, а также на выводах современной арбитражной практики (определение ВАС РФ от 1 ноября 2012 г. № ВАС-14084/12, постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2012 г. № А12-542/2012).
Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства занимали противоположную позицию. В письмах Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320 и ФНС России от 12 мая 2010 г. № ШС-37-3/1426 говорилось, что проценты, которые покупатель перечисляет продавцу за рассрочку платежа, включаются в расчет налоговой базы по НДС в полном объеме. Однако с выходом более поздних писем прежние разъяснения утратили актуальность.
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистрации
Бухучет
В бухучете основные средства, право собственности на которые подлежит госрегистрации, учитывайте по первоначальной стоимости? (п. 7 ПБУ 6/01). Порядок ее определения зависит от того, каким способом объект поступил в организацию:
- за плату;
- получен безвозмездно;
- внесен в качестве вклада в уставный капитал;
- по бартерному договору (договору мены);
- построен хозспособом или подрядным способом.
Все затраты, связанные с поступлением (созданием) объекта основных средств и (или) доведением его до состояния, пригодного к использованию, увеличивают первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Отразите их на счете 08«Вложения во внеоборотные активы» (соответствующем субсчете):
Дебет 08 Кредит 10, 60, 76...
– учтены при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств расходы, связанные с приобретением объекта и (или) доведением его до состояния, пригодного к использованию.*
При этом, если расходы, связанные с госрегистрацией объекта (госпошлина, затраты на оформление документов и т. п.), понесены в процессе формирования первоначальной стоимости объекта основных средств, учтите их в стоимости данного актива:
Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» (60, 76...)
– учтены при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств госпошлина и другие расходы, связанные с госрегистрацией объекта.*
После того как организация сформирует первоначальную стоимость пригодного к использованию объекта, имущество необходимо перевести в состав основных средств и отразить на счете 01 «Основные средства».*
При этом факт госрегистрации права собственности на объект недвижимости не влияет на момент перевода актива в состав основных средств. Не имеет значения и время подачи документов на госрегистрацию. То есть даже если документы на госрегистрацию еще не поданы, но при этом выполняются одновременно все условия признания актива в качестве объекта основных средств, переведите такой объект со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» насчет 01 «Основные средства». При этом к счету 01 «Основные средства» откройте специальный субсчет, например «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано». В бухучете сделайте проводку:
Дебет 01 субсчет «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано» Кредит 08
– отражена первоначальная стоимость объекта основных средств, право собственности на который не зарегистрировано.*
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов, пункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и подтверждается письмами Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-05-05-01/31, от 17 июня 2011 г. № 03-05-05-01/44.
Если расходы, связанные с госрегистрацией объекта (госпошлина, затраты на оформление документов и т. п.), понесены после того, как сформирована первоначальная стоимость актива и он введен в состав основных средств, то учитывайте их в составе прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» (60, 76...)
– учтена госпошлина и другие расходы, связанные с госрегистрацией недвижимости, осуществленные после того, как объект принят к учету в качестве объекта основных средств.
После регистрации права собственности на недвижимое имущество переведите объект основных средств с субсчета «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано» на другой субсчет (например, «Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано»):
Дебет 01 субсчет «Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано» Кредит 01 субсчет «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано»
– учтен объект основных средств, право собственности на который зарегистрировано.