Организация вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы на сертификацию импортируемого товара при условии, что иностранный сертификат на импортный товар не применим в России по условиям международных договоров РФ или вообще отсутствует.
Расходы на сертификацию при расчете налога на прибыль включайте в состав прочих расходов единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата получения сертификата.
В бухгалтерском учете затраты на сертификацию сначала отразите в составе расходов будущих периодов. Затем списывайте их равномерно в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата.
Входной НДС по расходам на сертификацию товаров организация вправе принять к вычету при наличии счета-фактуры и выполнении других необходимых условий.
Обоснование
1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение добровольной сертификации продукции
Да, можно.
Затраты на проведение как добровольной, так и обязательной сертификации продукции включаются в состав прочих расходов (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При этом экспертизу организация должна проводить в порядке, предусмотренном Законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Сертификация проводится для подтверждения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации техническим регламентам и стандартам. Кроме того, сертификация нужна для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (ст. 18 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). При этом между организацией и органом по сертификации заключается договор (ст. 21 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ).
Расходы на проведение сертификации являются косвенными. Поэтому при расчете налога на прибыль их следует признавать единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата получения сертификата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719. Положения письма позволяют сделать вывод, что единовременный способ признания расходов применяется всегда – независимо от срока, на который организации выдан сертификат.
Следует отметить, что раньше финансовое ведомство придерживалось другой позиции. В письмах Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186 и от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/1/307 говорилось, что расходы, связанные с проведением сертификации, нужно признавать равномерно в течение срока действия сертификата. Такую точку зрения представители Минфина России обосновывали положениями пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Однако с выходом письма Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719 прежние разъяснения представляются неактуальными.
Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна. Есть примеры судебных решений в пользу равномерного распределения расходов в течение срока действия сертификата (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. № А56-14268/2005 и Поволжского округа от 26 июля 2005 г. № А72-6739/04-7/50). Однако в последнее время судьи все чаще признают правомерность единовременного списания расходов на сертификацию. В частности, такая позиция отражена в определении ВАС РФ от 19 февраля 2009 г. № ВАС-15494/08, постановлениях ФАС Центрального округа от 15 февраля 2012 г. № А35-1939/2010, Поволжского округа от 18 июля 2011 г. № А65-20361/2010, Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3, от 19 января 2006 г. № Ф09-6174/05-С7. Судьи отмечают, что договоры о проведении сертификации не обусловлены получением доходов в течение нескольких периодов. А значит, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ в таких ситуациях неприменимы. Затраты на получение сертификата признаются косвенными и в полной сумме относятся к расходам текущего периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). С учетом складывающейся арбитражной практики у организаций, которые списывают такие затраты единовременно, есть высокие шансы отстоять свою позицию в суде.
В любом случае расходы на проведение добровольной сертификации продукции должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение сертификации
В сентябре 2014 года ООО «Альфа» провело добровольную сертификацию. Цель – повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Срок действия сертификата – с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года.
Расходы на проведение сертификации составили 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).
Стоимость готовой продукции, переданной для сертификации в качестве образца, – 2000 руб.
В бухучете затраты на сертификацию продукции относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и признаются равномерно в течение срока действия сертификата.
Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
– 17 700 руб. – оплачены работы по добровольной сертификации продукции;
Дебет 97 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС по расходам на добровольную сертификацию продукции;
Дебет 97 Кредит 43
– 2000 руб. – списана стоимость образцов продукции, переданных на экспертизу;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС.
Ежемесячно начиная с сентября 2014 года по 31 августа 2015 года бухгалтер организации делает проводку:
Дебет 20 Кредит 97
– 1417 руб. ((15 000 руб. + 2000 руб.) : 12 мес.) – списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции.
В налоговом учете бухгалтер единовременно учел расходы на сертификацию в сентябре. Поэтому возникла временная налогооблагаемая разница, с которой бухгалтер рассчитал отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 3117 руб. ((17 000 руб. – 1417 руб.) х 20%) – учтено отложенное налоговое обязательство с разницы между затратами на сертификацию, отраженными в бухгалтерском и налоговом учете.
2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда входной НДС можно принять к вычету
Условия вычета
В общем случае входной НДС принимайте к вычету, если одновременно выполняются следующие четыре условия:
- налог предъявлен поставщиком;
- товары, работы или услуги приобретены для облагаемых НДС операций, в том числе и для перепродажи;
- приобретенные товары, работы или услуг приняты на учет;
- получен правильно оформленный счет-фактура (универсальный передаточный документ).
Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ.
3. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 10, Май 2014
Минфин разрешил компаниям признавать расходы на сертификацию продукции и услуг единовременно
Елена Вайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Минфин утверждает, что расходы на сертификацию импортного основного средства включаются в его первоначальную стоимость
Нередко организации приобретают оборудование и иные объекты основных средств за пределами России либо получают их от зарубежных учредителей в качестве вклада в уставный капитал. Чтобы ввезти такое оборудование на территорию России, на таможне одновременно с таможенной декларацией необходимо предъявить сертификат соответствия на это оборудование, декларацию о соответствии либо документы о признании в РФ иностранного сертификата (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ).
Минфин России считает, что расходы компании на сертификацию импортного основного средства включаются в его первоначальную стоимость (письмо от 10.05.06 № 03-03-04/1/429). Ведь эта стоимость определяется как общая сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Таким образом, в налоговом учете организация будет признавать расходы на сертификацию импортного основного средства по мере начисления амортизации, то есть равными частями в течение срока его полезного использования.
Получается, компаниям рискованно учитывать такие расходы единовременно, даже если они будут ссылаться на недавнее письмо Минфина России от 28.03.14 № 03-03-РЗ/13719. Дело в том, что в нем речь идет о сертификации продукции, а не объектов основных средств.
Даже если зарубежный изготовитель или продавец оборудования представил на него иностранный сертификат соответствия, российская организация вправе повторно провести сертификацию. Однако, если иностранный сертификат был признан на территории России согласно международному договору, Минфин России считает расходы на проведение такой сертификации необоснованными (письмо от 10.05.06 № 03-03-04/1/429). Это означает, что российская компания не сможет учесть их при расчете налога на прибыль.