Ни какими налогами облагаться не будут. Так как:
- относительно НДС - порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Подробно см. 1. Рекомендация;
- относительно налога на прибыль – данная выплата не входит в перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. Подробно см. 2. Рекомендация.
Нет, предоставлять Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям никуда не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Реализация работ или услуг
В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):
- по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
- по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
- по месту деятельности покупателя работ (услуг);
- по месту фактического оказания услуг.
При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.
По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):
- российской организацией;
- предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
- представительством иностранной организации, находящимся в России.
Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).
Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России.
Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России (например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России).
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.
Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.
Услуги иностранных организаций
Порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Поэтому при заключении договора на выполнение иностранной организацией работ (услуг) выясните, есть ли у нее Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по форме № 11-СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Если иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и местом реализации работ (услуг) признается Россия, то НДС за нее должна перечислить российская организация, приобретающая работы (услуги). Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Пример определения места реализации услуг для целей налогообложения по НДС. Иностранная организация реализует услуги в России
ЗАО «Альфа» (заказчик) заключило с иностранной организацией договор на оказание рекламных услуг за рубежом. Иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и постоянных представительств в России не имеет.
Место реализации рекламных услуг определяется местонахождением покупателя. Покупателем является российская организация. Поэтому «Альфа» перечислила иностранной организации денежные средства за рекламные услуги, а сумму НДС перечислила в бюджет.
Документы, подтверждающие место реализации
Документами, подтверждающими правильность определения места реализации работ (услуг), являются:
- договор, заключенный с российской или иностранной организацией;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: на основании каких документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), организация может определить место их реализации для целей расчета НДС
Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен.
К таким документам могут относиться:
- акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;
- документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;
- копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;
- копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;
- документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;
- прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.
Такой же позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-08/27466, от 9 февраля 2006 г. № 03-04-08/33, от 19 октября 2005 г. № 03-04-08/294 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-08/05).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:
- российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);
- иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:
- дивидендов российским организациям (п. 2 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
- иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Иностранные налоговые агенты
Иностранная организация, имеющая в России постоянное представительство, признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309 НК РФ).
Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:
- дивиденды (участнику российской организации);
- доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
- проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
- доходы от международных перевозок;
- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;
- иные аналогичные доходы.
Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на прибыль
Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ). Под регулярной деятельностью понимается деятельность иностранной организации на территории России в течение периода, продолжительность которого (непрерывно или в совокупности) превышает 30 календарных дней в году (письмо Минфина России от 24 июня 2008 г. № 03-08-05).
Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (ст. 7 НК РФ).
Статус организации, имеющей в России постоянное представительство, иностранная компания получает после постановки на налоговый учет по месту ведения предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 23 НК РФ, раздел II приложения к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н). После получения этого статуса иностранная организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 4 ст. 286 НК РФ).
Ситуация: признается ли отделение иностранной организации постоянным представительством. Отделение иностранной организации заключило единичный договор (например, займа, продажи недвижимости и т. д.) с российской организацией
Нет, не признается.
Постоянное представительство иностранной организации образуется, если через него организация регулярно ведет предпринимательскую деятельность в России (п. 3 ст. 306 НК РФ). При этом под предпринимательской понимается деятельность, направленная на систематическое получение дохода (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Понятие «систематичность» следует использовать в значении, применяемом в пункте 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, два раза и более в течение календарного года. Такая трактовка этого понятия была закреплена в пункте 2 раздела 4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). На сегодняшний момент этот документ утратил силу (приказ ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173). Однако предложенное толкование понятия «систематичность» сохраняет свою актуальность, что подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2005 г. № А28-4710/2005-34/29).
Таким образом, если иностранная организация заключила единичный договор (например, на предоставление займа, продажу недвижимости и т. д.), то эту операцию нельзя отнести к предпринимательской деятельности, которая ведет к образованию постоянного представительства для целей налогообложения прибыли.
Данный вывод подтверждают, например, письма Минфина России от 1 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 24 августа 2006 г. № 20-12/75586.
Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты
Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:
- если выплачивают доходы за товары (работы, услуги, имущественные права), реализация которых не приводит к образованию постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ);
- если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация выступала фактическим получателем дохода (письмо Минфина России от 1 апреля 2010 г. № 03-08-05);
- если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах 7 и 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ;
- если приобретают государственные и муниципальные ценные бумаги (подп. 2 п. 5 ст. 286, п. 2 и 4 ст. 287 НК РФ).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
29.09.2014 г.
С уважением,
Наталья Иванченко, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».