1. В отношении тарифа по ФСС необходимо отметить следующее.
По общему правилу, применение тарифов, которые не соответствуют фактическому виду деятельности, противоречит сущности обязательного страхования. Поэтому, если тарифы, установленные для деятельности, которая в прошлом году была основной, не соответствуют деятельности, которой организация занимается в текущем году, она имеет право на их пересмотр. Для этого в территориальное отделение фонда нужно представить документы и расчеты, подтверждающие фактический вид деятельности. Представители фонда должны рассмотреть эти документы и принять решение независимо от ранее установленного класса профессионального риска и размера тарифа. Причем если в результате пересмотра тарифов возникнет переплата по страховым взносам, то она должна быть возвращена организации.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2015 г. № Ф03-1493/2015, Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 г. № 05АП-15626/2014).
Вместе с тем пересмотр тарифа возможен только тогда, когда у организации изменяется основная деятельности. В Вашем случае смена основной деятельности не происходит (именно поэтому был задан уточняющий вопрос об объеме выручки в общей массе по новому виду деятельности). Следовательно, при установлении тарифа на следующий год общество так же продолжит применять тот тариф, который установлен по торговле. Эта деятельность будет у организации основной.
2. Совершенно не Важно каким видом деятельности занимается организация. В обязательном порядке в обществе проводится специальная оценка условий труда. Конечно, в Вашем случае ее следует сделать уже после запуска нового производства. Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Этими данными следует руководствоваться в ситуации, когда речь идет о необходимости приобретения спецодежды и возможности признанием затрат, связанных с таким обеспечением. Так же по специальной оценку устанавливается обязанность работодателя по установлению дополнительного отпуска ха вредные или опасные условия труда, о сокращении продолжительности рабочей недели, об установлении доплат к окладам. Подробнее Как рассчитать зарплату при вредных или опасных условиях труда;
Как оформить и отразить в бухучете выдачу спецодежды сотрудникам
Как учесть при налогообложении расходы на выдачу спецодежды сотрудникам
Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.
Далее ФСС России будет решать, вправе организация использовать взносы на улучшение условий труда или нет.
3. В отношении необходимости подачи сообщения о новом виде деятельности в Роспотребнадзор следует указать следующее. В территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) уведомление представляется в случае начала осуществления видов деятельности, указанных в п. п. 22 - 53, 56 - 64, 69, 75 - 77, 79 - 81 Перечня работ и услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584. Анализ указанного документа указал на то, что при производстве жидкостей с содержанием никотина Роспотребнадзор уведомлять не нужно.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Из рекомендации Как установить тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России
Тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний зависит от основного вида деятельности организаций и предпринимателей. Разобраться с тем, какое направление бизнеса считать основным и как повлиять на размер тарифа, поможет эта рекомендация.
Отличия будут для тех, кто только зарегистрировался, и тех, кто ведет деятельность уже не первый год.
Тариф для тех, кто только зарегистрировался
Вновь созданной организации (предпринимателю) тариф устанавливает территориальное отделение ФСС России, в котором она зарегистрирована. При этом никакие дополнительные сведения в фонд подавать не нужно.
Основной вид деятельности организации (предпринимателя) сотрудники фонда определят по тем сведениям, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). А точнее им будет считаться тот вид, который стоит первым в списке всех заявленных.
Организации называют планируемые виды деятельности в листе «И» заявления по форме № Р11001, которое подают для регистрации. А предприниматели – в листе «А» заявления по форме № Р21001. И та и другая форма утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25.
Это следует из пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27, абзаца 2 статьи 6 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.
Присвоенный тариф ФСС России сообщит организации в уведомлении. Форма этого документа приведена в приложении 3 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.
Тариф для тех, кто работает больше года
Организации, которые работают больше года, должны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм» (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713). Вот какие этапы придется для этого пройти:
- определить основной вид деятельности;
- подготовить необходимые для ФСС документы;
- получить решение инспекторов ФСС России.
Предприниматели, работающие больше года, не обязаны ежегодно подтверждать установленный им тариф взносов «на травматизм» (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713). Но если предприниматель изменил основной вид деятельности в ЕГРИП, то ему должен быть установлен новый страховой тариф, соответствующий новому классу профессионального риска.
Новый тариф может быть меньше прежнего. Однако самостоятельно ФСС России не учтет изменения и сохранит максимальный тариф, установленный раньше. Поэтому в таких ситуациях предпринимателю лучше самому подтвердить свой основной вид деятельности на текущий год.
Как определить основной вид деятельности
Организации и предприниматели самостоятельно определяют свой основной вид деятельности (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713).
Для этого посчитайте, сколько доходов от реализации продукции (работ, услуг) по каждому виду деятельности получили в прошлом году. Затем рассчитайте удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме доходов от реализованной продукции (работ, услуг):
Удельный вес определенного вида деятельности в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) | = | Выручка (без НДС) от реализации продукции (работ, услуг) по определенному виду деятельности организации | : | Выручка (без НДС) от реализации продукции (работ, услуг) по всем видам деятельности организации | х | 100% |
Деятельность, которой соответствует наибольший удельный вес, на текущий год и будет основной.
Если наибольший удельный вес имеют несколько видов деятельности, то основной деятельностью будет та, которой соответствует более высокий класс профессионального риска. Классы профессионального риска приведены в Классификации, утвержденной приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.
Такой порядок определения основного вида экономической деятельности следует из пунктов 9 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.
Расчет удельного веса видов деятельности сдавайте в территориальное отделение ФСС России в пояснительной записке. Если расчет не сдать, то фонд может установить тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска. Причем выбрать могут любой ваш вид деятельности.
Пример, как определить основной вид деятельности для установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Общая выручка без НДС от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:
- от издательской деятельности (код ОКВЭД – 22.1) – 3 500 000 руб.;
- от производства мебели (код ОКВЭД – 36.1) – 3 500 000 руб.;
- от реализации бытовой мебели по агентским договорам (код ОКВЭД – 51.15.1) – 1 000 000 руб.
Удельный вес издательской деятельности составляет 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. х 100%), деятельности по производству мебели – 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. х 100%), деятельности агентов по оптовой торговле мебелью – 12,5 процента (1 000 000 руб. : 8 000 000 руб. х 100%).
Наибольший удельный вес имеют два вида деятельности организации. Поэтому бухгалтер определил, какому виду деятельности соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.
В 2016 году издательской деятельности соответствует 1-й класс профессионального риска, а деятельности по производству мебели – 8-й класс.
Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели.
На основании проведенных расчетов бухгалтер заполнил:
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности.
Эти документы бухгалтер представил в отделение ФСС России, в котором зарегистрирована организация. Фонд присвоил «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ).
Главбух советует: в течение года основной вид деятельности организации может измениться по сравнению с первоначально заявленным. Если новому виду деятельности соответствует пониженный тариф страховых взносов, фонд должен вернуть (или зачесть) страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу.
Применение тарифов, которые не соответствуют фактическому виду деятельности, противоречит сущности обязательного страхования. Поэтому, если тарифы, установленные для деятельности, которая в прошлом году была основной, не соответствуют деятельности, которой организация занимается в текущем году, она имеет право на их пересмотр. Для этого в территориальное отделение фонда нужно представить документы и расчеты, подтверждающие фактический вид деятельности. Представители фонда должны рассмотреть эти документы и принять решение независимо от ранее установленного класса профессионального риска и размера тарифа. Причем если в результате пересмотра тарифов возникнет переплата по страховым взносам, то она должна быть возвращена организации.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2015 г. № Ф03-1493/2015, Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 г. № 05АП-15626/2014).
Какие документы представить в ФСС России
На основании расчетов заполните документы, которые нужно представить в территориальное отделение ФСС России:
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности.
К ним приложите копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год. Сдавать ее не нужно только малым предприятиям и предпринимателям.
Когда и как представить документы в ФСС России
Документы представьте в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Указанные документы можно подать на бумаге (лично или по почте). Но ФСС России рекомендует направлять документы через единый портал госуслуг. Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России.
Это предусмотрено пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55, пунктом 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 6 сентября 2012 г. № 178н и подтверждено на официальном сайте ФСС России.
Чтобы сдать документы через портал госуслуг, у организации должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись на физическом носителе. Получить ее можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России. Кроме того, на компьютере, с которого будут направлять документы, должна быть установлена программа-криптопровайдер.
Когда ждать решения о новом тарифе
На основании полученных документов ФСС России присваивает тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год. Об этом заявителя известят в двухнедельный срок с даты, когда документы представили (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления приведена в приложении 3 к постановлению ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27. Если вы отправляли документы через единый портал госуслуг, статус своей заявки вы можете отслеживать в личном кабинете. Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России.
Ситуация: как платить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в начале года до получения из ФСС России уведомления о тарифе на текущий год
Пока новый тариф не присвоили, страховые взносы платите с учетом основного вида деятельности, который подтверждали в прошедшем году. Это прямо прописано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.
Но в любом случае тариф берите тот, который утвержден для соответствующего класса профессионального риска на текущий год. Сейчас для этого применяют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденную приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.
Когда же ФСС России установит другой класс профессионального риска, взносы «на травматизм» пересчитайте по новой ставке. И даже если в результате возникнет недоплата в бюджет, пени и штрафы платить не придется. Ведь вы ничего не нарушили, а действовали согласно установленному порядку.
Что будет, если сведения в ФСС России не представлять
Бывает, что в установленный срок до 15 апреля необходимые сведения так и не представляют. В этом случае фонд самостоятельно определяет основной вид деятельности работодателя на текущий год.
Основной признают ту деятельность работодателя, которой соответствует самый высокий класс профессионального риска. При этом фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных организацией при регистрации. При определении фонд должен учитывать только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в предыдущем году. Это следует из пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, и подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 14943/10 и определением Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 301-КГ15-6612.
Более того, если фактический вид деятельности отличается от заявленного, фонд должен вернуть организации страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу. На это указывают судьи в определении Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066.
2. Из рекомендации Как провести специальную оценку условий труда
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).
Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.
Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Организация, проводящая специальную оценку
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.
Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению специальной оценки
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
- представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации.
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Ситуация: как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором
Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.
Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).
Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.
А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).
Главбух советует: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.
Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.
Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Аналогичные рабочие места
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают
Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.
Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.
С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.
Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию
Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.
Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.
Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.
Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.
К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест:
По каким рабочим местам проводится специальная оценка | Реквизиты нормативного акта |
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта | приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 335н |
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов | приказ Минтруда России от 18 мая 2015 г. № 301н |
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда | приказ Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н |
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред | приказ Минтруда России от 19 февраля 2015 г. № 102н |
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы | приказ Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 96н |
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений | приказ Минтруда России от 27 января 2015 г. № 46н |
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах | приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 996н |
Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.
По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).
Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест
В общем случае не нужно.
Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.
Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Поэтапная специальная оценка условий труда
В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:
- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
- условия труда на которых не признаны вредными или опасными.
Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ответственность
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.
За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:
– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.
Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Классы условий труда
Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:
- 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
- 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
- 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
- 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:
- подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
- подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
- подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.
Оформление результатов
Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.
Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Использование результатов оценки
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Отражение результатов спецоценки
Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 10 раздела II формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59.
Подробнее о том, как это сделать, см. Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС).
Финансирование расходов на спецоценку
Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС России можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.
Далее ФСС России будет решать, вправе организация использовать взносы на улучшение условий труда или нет.
Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать ежеквартальные отчеты. Их представляйте одновременно с расчетами по форме 4-ФСС.
Подробнее об этом см. На какие цели можно расходовать суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
О том, как коммерческой организации учитывать расходы на спецоценку, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда.