Налоговый орган может требовать у организации письменные и устные пояснения, однако требовать их он может в рамках камеральной проверки. Камеральная проверка длится 3 месяца, соответственно, пояснения по декларации за 2014 г. инспекция запрашивает вне рамок налоговых проверок.
При отсутствии камеральной, выездной проверки или встречной проверки контрагента, в рамках проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки, ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика какие – либо пояснения или документы.
При этом имеется судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу г. № А68-13557/09), которая базируется на том, что любое требование налогового органа должно быть обоснованным, а если налогоплательщику направлено необоснованное требование, то оно в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ может не выполняться. Требование же, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может.
Поэтому в том случае, если налогоплательщик не готов спорить с налоговым органом (в вышестоящем органе или суде), запрос ИФНС о представлении пояснений по декларации за 2014 г. следует исполнить. Но в случае привлечения к ответственности за неподачу пояснений организация, вероятно, сумеет оспорить такое решение налогового органа.
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке
Порядок подачи документов по требованию проверяющих в рамках камеральной проверки отличается от порядка подачи письменных и устных пояснений, запрошенных инспекцией в рамках указанной проверки.
Пояснения организации
Письменные пояснения, которые налоговая инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки при обнаружении ошибок и (или) противоречий, организация может подать в произвольной форме. Пояснения по отдельным декларациям рекомендуется подавать на бланках, разработанных налоговой службой. В частности, образец ответа на требование о представлении пояснений по декларации по НДС рекомендован письмом ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала сама инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.
Представить запрошенные пояснения в инспекцию организации следует в течение пяти рабочих дней:
- со дня получения от инспекции сообщения о выявленных ошибках и (или) неточностях, в котором содержится требование представить пояснения или внести изменения;
- со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений в связи с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет по результатам проверки уточненной декларации (расчета);
- со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений, обосновывающих сумму полученного убытка, заявленного в декларации (расчете) за налоговый (отчетный период);
- со дня получения от инспекции требования представить пояснения и документы, связанные с участием в региональном инвестиционном проекте;
- со дня получения налоговым агентом от инспекции требования представить документы, подтверждающие правильность удержания налога на прибыль по ценным бумагам.
Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.
Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки
16 июня 2015 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2015 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представитьпояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) – с 15 по 21 июля 2015 года включительно.
Ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает (ст. 88 НК РФ).
Главбух советует: Если инспекция в ходе камеральной проверки требует представить письменные пояснения по выявленным ошибкам и противоречиям, исполните ее требование.
Несмотря на то что ответственности за непредставление письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.
Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове. За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).*
Камеральная проверка
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию* или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
- платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
- своевременно вставать на налоговый учет;
- вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
- сдавать налоговую отчетность;
- сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);
- представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.
Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщика
Если организация не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то ее могут привлечь к налоговой ответственности (п. 5 ст. 23 НК РФ).*