С 1 июля 2015 года были существенно переработаны положения, регулирующие гособоронзаказ. Основной целью изменений, внесенных Законом № 159-ФЗ, было усиление контроля за средствами, выделяемыми для выполнения гособоронзаказа, включая контроль за движением средств через Росфинмониторинг.
То есть, на данный момент регулирование сложилось таким образом, что речь идет о финансовом мониторинге всей цепочки поставщиков до производителя через обязательное использование спецсчета, который возможно открыть только в специально уполномоченном банке. То есть разорвать цепочку будучи соисполнителем не представляется возможным.
Указанные же «иные расходы» (3000000 млн.) на данный момент не раскрываются прямо в практике или законодательстве каким-либо образом. Исходя же из общего смысла 275-ФЗ в данные расходы могут лишь включатся те же накладные расходы или какие-то непредвиденные расходы, но никак не прямо регулируемая деятельность, связанная с текущими расчетами с исполнителями или работниками. То есть необходимо понимать то, что указанные в п. 2 ст. 8.3 случаи являются исключениями из общего регулирования, а не возможностью игнорировать закрепленные обязанности исполнителя по использованию отдельного счета.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ
Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
1. Режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях*:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
«в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями*, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг)»
2. Письмо Минфина России от 20.10.2015 № 02-02-06/60054
«Исходя из вышеизложенного в сроки, установленные Федеральным законом № 275-ФЗ, расчеты по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа в случаях, если головными исполнителями (исполнителями) являются государственные (муниципальные) федеральные бюджетные учреждения, по мнению Департамента, могут осуществляться с использованием отдельных счетов, открытых им в уполномоченных банках.
Также отмечаем, что Федеральное казначейство не уполномочено на выдачу решений на открытие таких счетов государственным (муниципальным) заказчикам.
Вопрос о выборе банка, который будет осуществлять банковское сопровождение, урегулирован частью 5 статьи 8.1 Федерального закона № 275-ФЗ, согласно которой каждый головной исполнитель в целях исполнения государственного контракта (отдельно по каждому государственному контракту) обязан выбрать из перечня уполномоченных банков, предусмотренного частью 3 указанной статьи, один банк, который будет осуществлять банковское сопровождение».*