Ситуация неоднозначная. С одной стороны, согласно Определению Конституционного суда в от 10.12.02 № 284-О судьи отмечают, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Поскольку автомобили используется компанией, то именно она должна вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Согласно другой точке зрения определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Поскольку из договора аренды следует, что арендодатель заправляет топливом за свой счет автомобиль, то именно он и оказывает на окружающую среду негативное воздействие. В пользу данного подхода говорит и тот факт, что компания не имеет в данном случае возможности рассчитать фактический расход топлива, поскольку данные об этом отсутствуют в бухучете, а также не составляются путевые листы.
Учитывая неоднозначность ситуации, рекомендуем обратиться в орган Росприроднадзора за официальными разъяснениями.
Обоснование данной позиц ии приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.
В коммерческих организациях
Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.
Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.
Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.*
Виды негативного воздействия
Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;*
- сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:
- атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.*
Выбросы в атмосферу
Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.*
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.
Ситуация: должна ли организация, имеющая автомобиль, перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За атмосферные выбросы передвижными объектами с организаций взимается плата (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).*
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами установлен для следующих видов топлива:
- бензин неэтилированный;
- дизельное топливо;
- керосин;
- сжатый природный или сжиженный газ.
Об этом говорится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
Поэтому, если у организации в собственности (аренде, лизинге) есть автомобиль, работающий на одном из перечисленных выше видов топлива, она должна вносить плату за загрязнение воздуха.
Кроме того, существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе обслуживания автомобиля образуются отходы (такие как отработанные покрышки, аккумуляторы, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т. п.). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Статья: С какими налоговыми сложностями сталкиваются компании при расчете и уплате сумм за негативное воздействие на окружающую среду
Негативное воздействие на окружающую среду — это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее — Закон об охране окружающей среды, см. также врезку «Буква закона»). Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 16 Закона об охране окружающей среды).*
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, а также другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — Порядок определения платы). Такие платежи надо перечислять не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — кварталом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
При этом на практике компании зачастую сталкиваются со сложностями при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Дело в том, что налоговики нередко отказывают в признании таких сумм в налоговых расходах. Например, в случае, если нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ отличаются от установленных лимитов и нормативов. Кроме того, компании важно четко разграничивать, накапливает она отходы или занимается их размещением, поскольку налогообложение в каждом из этих случаев будет отличаться.
Плату за негативное воздействие вносят лица, которые фактически оказывают влияние на окружающую среду
Конституционный суд в определении от 10.12.02 № 284-О отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Следовательно, действие Закона об охране окружающей среды распространяется не только на организации, но и на предпринимателей.
Не имеет значения, и какой режим налогообложения применяет организация или ИП. Так, в письме от 11.07.07 № 03-11-04/3/262 Минфин России отметил, что организации и предприниматели, применяющие ЕНВД, уплачивают экологические платежи в общем порядке. А в письме от 21.03.07 № 03-06-06-04/1 финансовое ведомство пришло к аналогичному выводу в отношении плательщиков УСН.
Кроме того, Роспотребнадзор в письме от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167 указал, что обязанность компании по уплате платежа не прекращается из-за простоя, консервации и иного приостановления деятельности при условии дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. А в случае заключения договора аренды объекта негативного воздействия плательщиком экологического сбора является арендатор — лицо, фактически эксплуатирующее такой объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.*
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязана вносить любая компания, которая фактически оказывает такое влияние, независимо от вида деятельности и режима налогообложения
А вот филиалы или представительства юридического лица самостоятельными плательщиками таких платежей не являются. Они вносят платежи от имени организации, если соответствующие полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении и есть доверенности у руководителя-«обособленца» (письмо Росприроднадзора от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167).
По мнению контролеров, плату за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ нельзя учесть в налоговых расходах
Платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. НК РФ не содержит ответа на вопрос: какие выбросы относятся к предельно допустимым?
Минфин России в письмах от 07.05.07 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.06 № 03-03-04/1/238 указал, что в расходы можно включить только платежи за выбросы вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов (см. врезку «Лимиты и нормативы»). Ранее финансовое ведомство также отмечало, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи нельзя учитывать при налогообложении прибыли (письмо от 01.12.05 № 03-03-04/403). При этом суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении прибыли не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).
Однако суды приходят к противоположным выводам. Так, в постановлении от 15.06.07 № А26-7961/2006-218 ФАС Северо-Западного округа отметил, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижении нормативов допустимых выбросов. Следовательно, такие выбросы и сбросы являются временно согласованными и учитываются в составе материальных расходов по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ. ФАС Уральского округа в постановлении от 19.03.08 № Ф09-1599/08-С3 отметил, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому компания вправе учесть спорные суммы в налоговых расходах.
Буква закона
Виды негативного воздействия на окружающую среду
Существуют следующие виды воздействия на окружающую среду (ст. 16 Закона об охране окружающей среды):
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
— загрязнение недр, почв;
— размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду
Лимиты и нормативы
Размер экологического платежа зависит от лимитов и нормативов
Пункт 2 Порядка определения платы устанавливает два базовых норматива платы:
— в пределах допустимых нормативов;
— в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом его вредного воздействия и степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
Так, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.03 № 344.
При этом размер платежей определяется следующим образом:
— в пределах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, — путем умножения ставки платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка определения платы);
— в пределах установленных лимитов — путем умножения соответствующей ставки на разницу между лимитными и предельно допустимыми величинами вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 4 Порядка определения платы);
— за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды — путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами. Затем суммируют полученные произведения по видам загрязнения и умножают эти суммы на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка определения платы).
При отсутствии у организации или предпринимателя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Соответственно необходимо вносить плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Кроме того, Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) определены критерии, которые отходы распределяют в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Существует пять классов опасности отходов.
В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для размещения отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы (ст. 18 Закона об отходах)
Журнал «Российский налоговый курьер» № 8, Апрель 2013
19.03.2014 г.
С уважением,
Павел Зайкин
эксперт Системы Главбух
Ответ утвержден:
Натальей Колосовой
Ведущим экспертом БСС Система Главбух