Организация в бухгалтерском учете сформирует стоимость нематериального актива (в части расходов, понесенных самой организацией по НИОКР), стоимость НМА будет погашаться через амортизацию (порядок отражения расходов на НИОКР в бухгалтерском учете приведен в рекомендации № 1).
Средства, полученные от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, организация отражает в учете как полученную государственную помощь. Порядок отражения в бухгалтерском учете указанных средств приведен в рекомендации № 2.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете расходы на НИОКР
В бухучете стоимость НИОКР может отражаться:*
- в составе нематериальных активов по правилам ПБУ 14/2007;
- в составе основных средств;
- обособленно на счете 04 «Нематериальные активы» по правилам ПБУ 17/02;
- в составе прочих расходов;
- в составе расходов по обычным видам деятельности.
Нематериальные активы
Расходы на НИОКР включаются в состав нематериальных активов при одновременном соблюдении следующих условий:*
- результат НИОКР не имеет материально-вещественной формы (например, патент);
- работы закончены и их завершение документально подтверждено;
- результаты проведенных НИОКР положительны (достигнут ожидаемый результат);
- существование самого объекта и исключительные права на него подтверждены документально;
- результаты НИОКР используются в производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд организации или иного извлечения экономических выгод (доходов). При этом дальнейшая продажа объекта, по крайней мере, в течение 12 месяцев не планируется.
Об этом говорится в пунктах 2, 3 ПБУ 14/2007 и пункте 3 ПБУ 17/02.
Подробнее о критериях объектов интеллектуальной собственности, которые признаются нематериальными активами, см. Что относится к нематериальным активам.
Если в результате НИОКР организация планирует создать нематериальный актив, то затраты, связанные с проведением НИОКР, отражаются в составе внеоборотных активов (счет 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Если расходы на проведение НИОКР были учтены в составе прочих расходов предыдущих периодов, то учитывать их в составе капитальных вложений нельзя (п. 10 ПБУ 14/2007).*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Организация может выполнять НИОКР:*
- собственными силами;
- силами сторонних исполнителей, подрядчиков.
Расходы на проведение НИОКР собственными силами оформите проводками:*
Дебет 08-8 Кредит 70 (69, 68, 10, 23...)
– отражены расходы на НИОКР, выполненные собственными силами.
Если организация является заказчиком, а НИОКР выполняет подрядчик, такие расходы отразите проводкой:
Дебет 08-8 Кредит 60 (76)
– отражены расходы на выполнение НИОКР подрядным способом.
После выполнения всех условий для признания расходов на НИОКР в составе нематериальных активов их стоимость со счета 08-8 переносится на счет 04 «Нематериальные активы»:*
Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР, выполненные подрядным способом (собственными силами организации).
Стоимость нематериальных активов погашается постепенно через амортизацию (п. 23 ПБУ 14/2007).*
Пример отражения в бухучете расходов на НИОКР, подлежащих включению в состав нематериальных активов*
ЗАО «Альфа» силами собственного конструкторского бюро выполняет НИОКР, в результате которых планирует получить патент на полезную модель и использовать его для получения дохода. Согласно приказу руководителя работы были начаты в мае. Завершены НИОКР в июле.
Стоимость работ составила 100 000 руб., в том числе:
- в мае – 40 000 руб. (в т. ч. взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний);
- в июне – 40 000 руб. (в т. ч. взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний);
- в июле – 20 000 руб. (в т. ч. взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний).
Ежемесячно, с мая по июль, бухгалтер отражал расходы на НИОКР проводкой:
Дебет 23 Кредит 70 (69, 68, 10, 02...)
– 100 000 руб. – отражены расходы на проведение НИОКР.
В июле по окончании работ общая сумма затрат на НИОКР отражается в составе вложений во внеоборотные активы:
Дебет 08-8 Кредит 23
– 100 000 руб. – учтены в составе вложений во внеоборотные активы затраты на НИОКР.
В августе «Альфа» получила патент, подтверждающий, что ей принадлежат исключительные права на полезную модель. В этом же месяце организация стала использовать полезную модель в производстве продукции. Для учета полученного патента в августе бухгалтер открыл карточку по форме № НМА-1. В этом же месяце он сформировал первоначальную стоимость нематериального актива в сумме 101 500 руб., в том числе:
- расходы на НИОКР – 100 000 руб.;
- расходы, связанные с регистрацией патента, – 300 руб. (пошлина за подачу заявления о выдаче патента на полезную модель) и 1200 руб. (пошлина за регистрацию полезной модели и выдачу патента).
В августе в бухучете «Альфы» была сделана запись:
Дебет 04 Кредит 08-8
– 101 500 руб. – учтены исключительные права на полезную модель в составе нематериальных активов.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
- финансовой помощи от государства (государственной помощи).
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*
- субсидий;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Бухучет
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:*
- капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
- текущих расходов.
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:*
- ограничение приобретения определенных видов активов;
- конкретное местонахождение приобретаемых активов;
- установленные сроки приобретения и владения активами.
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:*
- государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
- полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:*
- денежных средств;
- другого имущества (например, основных средств, материалов).
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*
- по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:*
- имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:*
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.
Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.
Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)
Использование государственной помощи
Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.* Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.
Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:*
- если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.
Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.*
При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.*
При использовании государственной помощи на приобретение материалов:*
Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:*
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);
Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).
Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
19.03.2014 г.
С уважением,
Карине Ширинян, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».