Вопрос: У организации существовало обязательство перед физ.лицом в виде векселя. Вексель учитывался на счете 67.3. Организация полностью оплатила вексель. Какими документами нужно оформить погашение обязательства: акт приема-передачи, векселедержатель должен вернуть вексель с отметкой погашено? Что еще может быть?
Ответ: Порядок и форму предъявления векселя к платежу законодательство не предусматривает (см. Постановление АС ЗСО от 01.12.2014 № А27-3794/2014). Но сам вексель предъявляется и передается векселедателю. При этом при возврате векселя векселедателю документ утрачивает статус ценной бумаги в виду положений статьи 413 ГК о том, что обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (см. постановление ФАС ВВО от 25.10.2010 № А38-758/2009). То есть, как только общество получило обратно собственный вексель, он превращается в обычную бумагу, ценность которой только архивная. Вносить дополнительные записи (отметки о платеже) о его погашении Положение о переводном и простом векселе не требует в случае полного погашения. Факт возврата векселя подтверждается первичным документом. Это может быть акт приема-передачи векселей, предусматривающий все обязательные реквизиты в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о бухучете.
Кроме того, помимо акта приема-передачи подтвердить то, что вексель действительно был в собственности организации, а потом выбыл, могут и другие документы. Например:
– платежные документы (расписка, платежное поручение и т. п.) о получении оплаты, долга;
– сами векселя с отметкой «погашено», «частично погашено» (любой другой аналогичной отметкой) и датой их гашения;
– двухсторонние ксерокопии выбывших векселей.
Такой вывод следует из статьи 39 Положения, утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341.
Как учесть продажу и прочее выбытие собственного векселя контрагента
Документальное оформление
Факт выбытия векселя подтвердите первичным документом, составленным в произвольной форме, унифицированного бланка для этого не предусмотрено. Например, это может быть акт приема-передачи векселей, предусматривающий все обязательные реквизиты в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Кроме того, помимо акта приема-передачи подтвердить то, что вексель действительно был в собственности организации, а потом выбыл, могут и другие документы. Например:
– платежные документы (расписка, платежное поручение и т. п.) о получении оплаты, долга;
– сами векселя с отметкой «погашено», «частично погашено» (любой другой аналогичной отметкой) и датой их гашения;
– двухсторонние ксерокопии выбывших векселей.
Такой вывод следует из статьи 39 Положения, утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341.
Подробно об учете продажи и прочего выбытия собственного векселя контрагента материалы Системы Главбух.
Как учесть продажу и прочее выбытие собственного векселя контрагента
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени