Вопрос: У меня вопрос по классификации основных средств. К какой группе отнести Газель НЕКСТ. Основные параметры: - ГАЗ-А21R32 грузовой с бортовой платформой, категория ТС - В, мощность двиг.120 л.с., разреш.макс.масса 3500 кг, масса без нагрузки 2230 кг. - по разным форумам мнения разные, касаемые категории и определения по ПТС грузовой или легковой. - Я сама выбираю между тремя : 15 341 00020, 15 341 0193 (1,5-3,0т-грузовые), 15 341 0165 (спецфургоны) - затруднение связано с определением в грузовые или легковые (какие путевые листы надо оформлять?) К какой группе по классификатору корректнее всего было бы отнести наше транспортное средство? Влияет ли выбранная группа на оформление путевых листов (грузового или легкового автомобиля)? Какие путевки мне надо оформлять водителям (у нас в аренде еще Газель, только немного др.модель с такими же характеристиками)
Схема. Как определить амортизационную группу и срок использования
Ответ: Отнесение основного средства к тому или иному коду ОКОФ необходимо для определения амортизационной группы, к которой относится основное по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (далее – Классификация).
Согласно Классификации и применимо к рассматриваемой ситуации автомобиль может быть включен в третью амортизационную группу, так как в ПТС указано, что автомобиль является легковым (категория «В»). А так как ни в налоговом законодательстве, ни в разъяснениях контролирующих органов не указывается, каким образом определять амортизационную группу по таким спорным основным средства, то в случае возникновения спора суд, скорее всего, поддержит Вашу организацию.
Относительно формы путевого листа, подлежащего применению в рассматриваемой ситуации, сообщаем, что Вы вправе использовать унифицированные или самостоятельно разработанные формы путевых листов. При этом форма путевого листа зависит от типа машины (а в самостоятельно разработанной форме необходимо указание типа машины). К сожалению разъяснения контролирующих органов и судебная практика относительно определения формы путевого листа по таким спорным основным средствам отсутствуют. Но в судебных спорах по вопросам уплаты налога на имущество суды указывают, что квалификацию автомобиля в качестве грузового или легкового следует осуществлять исходя из информации, приведённой в ПТС. По аналогии можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации следует применять путевой лист легкового автомобиля.
Еще читайте: Классификация основных средств по амортизационным группам в 2020 году: таблица
Обоснование
Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ
Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.
Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа.* Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).
Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей
Код ОКОФ |
Наименование (характеристика) автомобиля |
Исключаемые коды ОКОФ |
Третья амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно |
||
Автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов |
||
Автомобили легковые* |
||
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 тонны |
||
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 метра включительно |
||
Четвертая амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно |
||
Машины и оборудование для коммунального хозяйства включая оборудование для пожаротушения (автомашины специальные для коммунального хозяйства и машины пожарные 14 3410000) |
||
Автомобили легковые малого класса для инвалидов |
||
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) |
||
Автобусы средние и большие длиной до 12 метров включительно |
||
Автобусы прочие |
||
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел, химических веществ |
||
Автомобили специализированные для лесозаготовок, специализированные прочие, специальные прочие |
||
Пятая амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно |
||
Машины пожарные (автомобили), мусоровозы, автогидроподъемники |
||
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра) и высшего класса |
||
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 тонн |
||
Автомобили-тягачи седельные |
||
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 метров включительно |
||
Автомобили специальные |
Как увеличивают расходы через амортизацию активов
Строго по кодексу компания определяет срок использования основных средств с учетом Классификации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). Однако на практике компании увеличивают срок амортизации актива, что позволяет им списать его быстрее за счет амортизационной премии, то есть учесть больше расходов единовременно. К примеру, если вместо второй амортизационной группы выбрать третью, общий срок амортизации объекта растянется. Но третья группа позволит списать единовременно не 10, а сразу 30 процентов амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ).
На цифрах
Первоначальная стоимость объекта 500 000 руб. Во второй группе амортизационная премия равна 50 000 руб. (500 000 руб. x 10%). А амортизация за первый месяц — 18 000 руб. ((500 000 руб. — 50 000 руб.) : 25 мес.). Общая сумма расходов за первый месяц использования объекта — 68 000 руб. (50 000 18 000). Если объект отнести к третьей группе, то премия составит 150 000 руб. (500 000 руб. x 30%). А ежемесячная амортизация — 9459,46 руб. ((500 000 руб. — 150 000 руб.) : 37 мес.). Итого расходов за первый месяц 159 459,46 руб. (150 000 9459,46).
Некоторые компании также выигрывают в сумме расходов, когда завышают группу по лизинговому имуществу. Повышенный коэффициент по лизингу не применяют к объектам первой — третьей амортизационных групп (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). При третьей группе минимальный срок амортизации объекта — 37 месяцев. Но если по лизинговому имуществу вместо третьей выбрать четвертую группу со сроком от пяти до семи лет, то расходы можно списать быстрее. С учетом коэффициента, равного трем, этот срок составит 20,33 месяца (61 мес. : 3).
Меры налоговой безопасности. Безопаснее использовать этот способ по тем активам, по которым в классификации нет точного наименования. Иначе инспекторы пересчитают амортизацию. К примеру, многофункциональное устройство — копир, принтер и сканер — можно отнести ко второй группе. Это код 143020000 «Техника электронно-вычислительная». Но если компания использует аппарат лишь для изготовления ксерокопий, то подойдет и третья группа с кодом 143010210 «Средства светокопирования». Конечно, и здесь нет полной гарантии от споров. Но судьи на стороне компаний, поскольку именно им кодекс дает право выбирать группу, когда непонятно, к какой из них относится актив (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.06.12 № А40-77391/11-99-349).
Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете
В налоговом учете имущество амортизируйте в течение его срока полезного использования.
Основные правила
Срок полезного использования основного средства определите самостоятельно по таким правилам:
- в первую очередь руководствуйтесь Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В этом документе основные средства в зависимости от срока их полезного использования объединены в 10 амортизационных* групп и расположены в порядке возрастания срока полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Чтобы определить срок полезного использования, найдите наименование основного средства в Классификации и посмотрите, к какой группе оно относится;
- если основное средство не указано в Классификации, то установите срок его полезного использования на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий.
Такие правила установлены пунктами 4 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
Срок полезного использования по основным средствам, бывшим в эксплуатации, определяйте в особом порядке (см. Как рассчитать амортизацию основных средств, бывших в эксплуатации, в налоговом учете).
Транспорт категории «В»
На практике часто возникают проблемы в отношении применения ставок по автомобилям, классифицируемым по категории «В».
В большинстве случаев в паспорте транспортного средства тип машины «легковая» или «грузовая» указывается.
Вместе с тем автотранспортные средства, согласно ПТС относящиеся к категории «В», например «газели», могут использоваться для перевозок как грузов, также и пассажиров.
Поэтому наличие в ПТС категории «B» не всегда является основанием для квалификации автомобиля в качестве легкового или грузового (письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05).
Как свидетельствует правоприменительная практика по данному вопросу, судебные органы также обращают внимание на то, что категория «B», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
По мнению судебных органов, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором приведены в его ПТС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2009 г. № А29-2848/2008 и др.).