Вопрос: В банке где открыт расчетный счет ввели мораторий. Скажите, а если у бухгалтера какая-то ответственность?
Ответ: В данном случае ситуация с банком МБСП может привести к ответственности должностных лиц организации за нецелевое использование бюджетных средств, если наложенный мораторий не позволит распорядится ими в установленные сроки.
Исходя из смысла п.1 ст. 306.4 БК РФ, в данном случае налицо нецелевое использование бюджетных денежных средств. Ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. В качестве одного из субъектов данного правонарушения выступает должностное лицо организации, которым является, в том числе, и главный бухгалтер (п.2.4 КоАП РФ). Ответственность для должностных лиц установлена в виде штрафа от 20 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Однако учтите, что в законодательстве нет четких указаний, когда и за что могут оштрафовать именно главного бухгалтера, а не директора. Верховный суд в Постановлении от 09.03.2017 № 78-АД17-8 указал, что все зависит от его служебных обязанностей. То есть, если согласно должностной инструкции именно главбух отвечает за распоряжение целевыми бюджетными средствами, то за их нецелевое использование он может быть оштрафован.
Если главный бухгалтер не согласен с отражением хозяйственных операций, то нужно известить об этом руководителя письменно и получить письменное распоряжение на оформление сделки. Тогда ответственность несет руководитель. Об этом говорится в п.8 ст. 7 Закона №402-ФЗ.
Поэтому ответственности удастся избежать если от руководителя было письменное распоряжение о переводе денежных средств в другой банк.
Подробнее об этом в рекомендациях Системы Главбух:
https://www.1gl.ru/#/document/12/148556/
https://www.1gl.ru/#/document/86/103420/
Обоснование в материалах Системы Главбух:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
https://www.1gl.ru/#/document/99/902316088/bssPhr71/
https://www.1gl.ru/#/document/99/901807667/ZAP22DE3FD/
https://www.1gl.ru/#/document/99/901714433/bssPhr4885/
https://www.1gl.ru/#/document/99/901807667/bssPhr1635/
Обоснование
Как поступить главному бухгалтеру, если между ним и руководителем организации возникли разногласия по поводу отражения в учете той или иной
операции
Главному бухгалтеру нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение на оформление спорной операции.
Именно с письменного распоряжения руководителя организации можно отражать или не отражать объекты бухучета и брать во внимание (или нет) данные первичных документов в ситуации, когда есть разногласия по этому вопросу между директором и тем, кто отвечает за ведение бухучета. В таком случае руководитель единолично несет ответственность за достоверностьотражения финансового положения, финансового результата, движения денежных средств и другой информации.
Такой вывод следует из части 8 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Без письменного распоряжения руководителя принимать к исполнению сомнительные документы не стоит.
Если израсходуете бюджетные средства не по целевому назначению, эту сумму придется вернуть в бюджет. Кроме того, организации (НКО) грозит административная ответственность, а если израсходовали больше 1,5 млн руб., то уголовная.
Ответственность по статье 15.14 КоАП:
для должностных лиц – штраф от 20 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
для организации – штраф от 5 до 25 процентов суммы бюджетной субсидии, которую использовали не по назначению.
Если израсходуете не по целевому назначению больше чем 1,5 млн руб., выберут одно из наказаний:
штраф от 100 000 руб. до 300 000 руб.;
взыскание в размере зарплаты или другого дохода за период от года до двух лет;
принудительные работы сроком до двух лет. Дополнительно могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
арест до шести месяцев;
лишение свободы до двух лет. Дополнительно могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на три года.
Если преступление совершила группа лиц по предварительному сговору или не по целевому назначению потратили более 7,5 млн руб., выберут одно из наказаний:
штраф от 200 000 руб. до 500 000 руб.;
зарплата или другой доход за период от одного года до трех лет;
принудительные работы сроком до пяти лет. Дополнительно могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
лишение свободы до пяти лет. Дополнительно могут запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на три года.
Об этом – в статье 285.1 УК.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете
«Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета
8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.»
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях
«Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.»
5. Бюджетный кодекс РФ
«Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.1
2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).»
6. Справочно:
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Нарушение | Вид ответственности | Мера ответственности | Основание |
Нецелевое использование бюджетных средств, в том числе субсидии на госзадание13 | Административная3 |
Штраф: для организаций – от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
|
ст. 15.14 КоАП РФ |
Бюджетная | Передача части полномочий ГРБС (РБС), ПБС, уполномоченному по соответствующему бюджету4 | ч. 2 ст. 306.4Бюджетногокодекса РФ | |
Бесспорное взыскание суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими7 Приостановление или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) |
ч. 3 ст. 306.4Бюджетногокодекса РФ | ||
в крупном размере (1 500 000 –7 500 000 руб.) | Уголовная |
штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.; штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период 1–2 года;
арест на срок до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
ч. 1 ст. 285.1 УК РФ |
в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), или если совершено группой лиц по предварительному сговору |
штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.; штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1–3 года;
лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
ч. 2 ст. 285.1 УК РФ |
1 К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).1
Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, поэтому бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) за нецелевку к ним не применяется. Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС. Такие разъяснения Минфин давал в письме от 24.04.2015 № 02-10-09/23856. Однако в 2018 году позиция ведомства изменилась – если учреждение потратило субсидию на цели, которых нет в соглашении, его можно привлечь за нецелевку по статье 15.14 КоАП (письмо от 16.04.2018 № 02-09-07/25431). Аналогичной позиции придерживается и Федеральное казначейство в письме от 27.04.2018 № 07-04-05/09-8157.
Административная и уголовная ответственность к бюджетным и автономным учреждениям применяется в общем порядке. Они несут административную ответственность за нарушение условий представления субсидий, а также за невыполнение государственного и муниципального заданий (письмо Минфина от 17.11.2017 № 02-09-06/76308).1
2 Перечень сотрудников, которые относятся к должностным лицам, установлен статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.2
3 Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства – два года со дня правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
4 По мнению Минфина России, при однократном нецелевом использовании бюджетных средств назначение уполномоченного по бюджету является излишним (письмо Минфина России от 11.03.2014 № 02-10-10/10495). Помимо этого, в указанном письме финансовое ведомство сообщило, что подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, на основании которых указанная мера принуждения будет исключена. Одновременно с отменой данной нормы планируется ужесточение административной ответственности за повторное нарушение (в течение года) в виде дисквалификации должностных лиц на срок от двух до трех лет.
5 Перечень сотрудников, которые относятся к должностным лицам, установлен частью 3 статьи 285 Уголовного кодекса РФ.
6 Исключение – доходы, контроль за расчетом, полнотой и своевременностью уплаты которых осуществляют:
налоговые органы;
таможенные органы;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
судебные приставы.
7 Порядок бесспорного взыскания суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, приведен в письме от 14.10.2014 Минфина России № 02-10-10/51628 и Казначейства России № 42-7.4-05/53-616.