В том случае, если организация прекращает производство продукции, в отношении которой производилось обязательная сертификация, до момента окончания срока действия полученного сертификата соответствия, оставшаяся несписанной сумма расходов будущих периодов подлежит отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете оставшаяся сумма расходов на обязательную сертификацию относится единовременно к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). И в бухгалтерском и налоговом учете списание производится на момент принятия решения о прекращении выпуска продукции.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Бухучет при производстве биопродукции
Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», затраты на проведение обязательной и добровольной сертификации продукции, а также получение разрешений на ее маркировку в полном объеме относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются, как правило, в состав расходов будущих периодов, так как срок действия их составляет несколько лет. В бухучете записывают:
Дебет 97 Кредит 60
– учтены расходы на получение сертификатов или разрешений;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен НДС, уплаченный организации, проводившей сертификацию;
Дебет 20 Кредит 97
– списаны на затраты производства расходы на сертификацию в части, приходящейся на текущий месяц.
В том случае, если организация прекращает производство биопродукции до момента окончания срока действия полученных разрешений и сертификатов, оставшаяся несписанной сумма расходов будущих периодов подлежит отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2012
2. Статья: В большинстве случаев расходы на сертификацию можно учесть так, как выгоднее организации
Организация вправе самостоятельно решить, распределять или нет расходы на получение сертификатов на период их действия
Плата за получение сертификата. Минфин России настаивает на том, что расходы на проведение как обязательной, так и добровольной сертификации необходимо учитывать равномерно в течение срока действия сертификата или декларации о соответствии (письма от 25.05.11 № 03-03-06/1/307 , от 17.11.11 № 03-03-06/1/764 , от 02.11.06 № 03-03-02/268 и от 25.05.06 № 03-03-04/4/96 ). Более того, в одном из писем ведомство предложило признавать такие затраты вообще в течение срока годности или даже срока службы сертифицируемой продукции ( письмо от 06.10.11 № 03-03-06/1/635 ).
Причем, делая указанные выводы, Минфин России либо вовсе не ссылается на нормы налогового законодательства, либо называет абзац 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ. В этом абзаце говорится, что если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров, работ или услуг, то расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
На практике есть примеры судебных решений, в которых суды посчитали, что плату за получение сертификата на продукцию необходимо включать в расходы равномерно в течение срока его действия (постановления ФАС Северо-Западного от 22.03.06 № А56-14268/2005 и Поволжского от 26.07.05 № А72-6739/04-7/50 округов).
Однако такой подход можно оспорить, поскольку связь между получением доходов и расходами на сертификацию не может быть четко определена. Ведь в результате заключения договора на проведение сертификации организация-заказчик не получает дохода, а, наоборот, несет расходы. Да и отсутствие даже обязательной сертификации влечет за собой только риск привлечения к административной ответственности, и не более того. Отсутствие у продавца сертификата соответствия не является достаточным основанием для расторжения договора купли-продажи. Иными словами, организация вполне может продавать товары, не имея на них документов о подтверждении соответствия, тем более если эти товары не подлежат обязательной сертификации.
По мнению судов, организации вправе самостоятельно определять, как им отражать расходы на сертификацию в налоговом учете — единовременно или равномерно в течение срока действия сертификата
Поскольку связь между получением доходов и расходами на сертификацию не может быть четко определена, компания вправе самостоятельно определить, как она будет отражать их в налоговом учете ( абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ ). При этом не исключается возможность единовременного признания таких расходов в периоде их осуществления.
В большинстве случаев суды при рассмотрении подобных дел приходят к выводу, что расходы на обязательную или добровольную сертификацию можно учесть единовременно. Распределять эти расходы на срок действия сертификата или на иной срок не нужно (постановления ФАС Центрального от 15.02.12 № А35-1939/2010 , Поволжского от 18.07.11 № А65-20361/2010 , Московского от 28.12.10 № КА-А40/15824-10 и от 23.08.10 № КА-А40/7785-10 и Северо-Западного от 20.11.08 № А05-10210/2007 округов).*
Но на практике, возможно, безопаснее следовать разъяснениям Минфина России и признавать расходы равномерно. Тем более что в конечном итоге компания все равно сможет учесть всю сумму расходов на сертификацию, но не сразу.
Журнал «Российский налоговый курьер», 2012, № 16