Наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении проверок некоммерческих организаций на предмет соответствия деятельности, предусмотренным их учредительными документами:
- осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей целям деятельности некоммерческой организации и не служащей их достижению;
- осуществление некоммерческими организациями деятельности, носящей исключительно коммерческий характер;
В случае выявления нарушений в результате проверки деятельности некоммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом могут быть приняты следующие меры:
- вынесено предупреждение (внесено представление);
- приостановлена деятельность общественного объединения;
- возбуждено дело об административном правонарушении;
- направлено в суд заявление о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица либо ликвидации некоммерческой организации.
В предупреждении (представлении) уполномоченный орган указывает допущенные нарушения и срок их устранения, составляющий не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Уполномоченный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев в случае, если в установленный срок нарушения, послужившие основанием для внесения представления, не устраняются.
Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.
При этом Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456 утвержден Административный регламент исполнения Минюстом РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций . Следовательно, нарушения обозначенного Административного регламента, содержащие в себе признаки составов по ст. 14.25 КоАП РФ, повлекут, административную ответственность и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Данной ответственности можно избежать, если предоставить сведения во время проверки.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Статья:
Деятельность учебных заведений будет проверять Минюст
С 25 июля действует новое Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. №705). В соответствии с ним контролировать деятельность некоммерческих организаций будет Минюст России.*
Задачи и предмет проведения проверок
Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденное постановлением № 705 (далее –Положение о надзоре) принято в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».
Напомним, что статья 32 Закона № 7-ФЗ специально посвящена вопросам контроля за деятельностью некоммерческих организаций. В частности, пунктом 4.1 указанной статьи установлено, что «контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений». Также оговорено, что такой надзор проводит уполномоченный орган согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок как раз и определен в Положение о надзоре.
Задачи государственного надзора – предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Надзор проводится Минюстом России и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения требований, установленных Законом № 7-ФЗ.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами их проведения. Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Закона № 7-ФЗ. Причем положения указанной нормы практически процитированы в пункте 4 Положения о надзоре. Там отмечено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверокнекоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом № 7-ФЗ.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческих организаций. В том числе это касается требований по расходованию денежных средств и использованию иного имущества. Данная норма установлена пунктом 6 Положения о надзоре.
Порядок проведения
Сроки и последовательность административных процедур при проведении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 (п. 7 Положения о надзоре). Данным актом были утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций. Также отметим, что в настоящее время действует Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам … утвержденный приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456. При осуществлении государственного надзора органы Минюста России взаимодействуют с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Права и обязанности проверяющих
В соответствии с пунктом 10 Положения о надзоре при проведении государственного надзора должностные лица имеют право:
1) запрашивать данные о финансово-хозяйственной деятельностиорганизации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
2) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, которые могут быть получены в соответствии с предыдущим пунктом;
3) направлять своих представителей для участия в проведениинекоммерческой организацией мероприятий;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческойорганизации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами данной организации;
5) в случае выявления нарушения законодательства РФ и (или) совершениянекоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
При выявлении нарушения, допущенного некоммерческой организацией, для его устранения ей дается срок не менее одного месяца (подп. «д» п. 10 Положения о надзоре).
Помимо прав должностные лица Минюста России, которые проводят государственный надзор, несут обязанности, перечень которых приведен впункте 11 Положения о надзоре. В частности, проверяющие обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересынекоммерческих организаций, в отношении которых проводится проверка;
3) проводить проверку согласно ее назначению на основании соответствующего распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения руководителя органа государственного надзора или его заместителя;
5) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…»;
6) не требовать от некоммерческой организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ, а также документы, которые ранее были представлены в орган государственного надзора или могут быть получены у других органов государственного надзора и контроля, кредитных и иных финансовых организаций;
7) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителянекоммерческой организации ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводитсяпроверка.
Действия проверяющих можно обжаловать
Заключительным пунктом 13 Положения о надзоре определено, что решения и действия (бездействие) должностных лиц органа государственного надзора могут быть обжалованы некоммерческой организацией как в досудебном (внесудебном) порядке, так и в суде в порядке, установленном российским законодательством.
2.ПРИКАЗ МИНЮСТА РОССИИ ОТ 30.12.2011 № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам»
«77. Основанием (критерием) для принятия решения о мерах по результатам контроля является выявление при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение специалистами центрального аппарата (территориального органа) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
78. По результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:*
- вынесение предупреждения (внесение представления);
- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;
- направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
- направление отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;
- принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
- направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).
79. Специалист, установивший в ходе осуществления контроля факты нарушений, готовит проект предписания (предупреждения, представления; распоряжения о приостановлении деятельности общественного объединения или религиозной организации; заявления в суд о приостановлении деятельности общественного объединения, религиозной организации или ликвидации некоммерческой организации; распоряжения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации; распоряжения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) (далее - документ по результатам контроля).
Специалист согласовывает проект документа по результатам контроля и представляет на подпись уполномоченному должностному лицу центрального аппарата (территориального органа) с приложением документов, на основании которых он был подготовлен.
Действие выполняется в день подписания акта проверки некоммерческой организации, справки о посещении мероприятия, завершения рассмотрения отчета.
80. Заместитель Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальник территориального органа), в случае согласия с проектом документа по результатам контроля подписывает его, при несогласии - возвращает его специалисту на доработку с указанием конкретных причин.»
Светлана Шарипкулова,
эксперт БСС «Система Главбух»