: Критериями экономической обоснованности расходов являются: наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью; направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде; связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона; соразмерность и степень участия затрат в производственной деятельности); соответствие цен рыночному уровню. Таким образом организация должна оценивать обоснованность расходов, с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект в результате предпринимательской или иной деятельности.
Доказывать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух VIP-версия».
1.Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными
Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»*
Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина. Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:*
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2004 г. № Ф04/2234-465/А46-2004 и Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-32759/03);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. № А26-7069/04-212 и от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04, Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 октября 2004 г. № Ф09-4454/04-АК и Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04);
– соразмерность и степень участия затрат в производственной деятельности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. № КА-А40/6950-05).
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.*
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ.* Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода* (письмо Минфина России от 10 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/265). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения*. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль*. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).*
Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.
Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль*
Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 14 января 2011 г. № 03-03-06/1/13, от 31 августа 2007 г. № 03-03-06/1/629, определениями Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П,от 4 июня 2007 г. № 366-О-П, постановлениями Президиума ВАС РФ от 10 июля 2007 г. № 2236/07,Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 8 июля 2009 г. № А17-1225/2008, Западно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. № Ф04-8761/2006(29841-А70-37), от 13 декабря 2006 г. № Ф04-8320/2006(29321-А27-6) и от 30 августа 2006 г. № Ф04-5380/2006(25724-А27-33),Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346, Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. № А19-14946/06-52-Ф02-7317/06-С1, Северо-Западного округа от 31 октября 2007 г. № А56-49370/2006, от 30 августа 2007 г. № А42-5718/2006, от 28 декабря 2004 г. № А52/2702/2004/2 и Центрального округа от 14 ноября 2005 г. № А54-1258/2005-С3).
Внимание: есть примеры арбитражных решений, которые свидетельствуют о том, что организация должна доказать обоснованность произведенных расходов (факт и размер затрат)* (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № Ф04-2797/2007(34036-А67-40), от 17 октября 2007 г. № Ф04-7307/2007(39383-А46-26), Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. № А19-1558/06-52-Ф02-427/2007-С1, от 16 мая 2007 г. № А19-22298/06-50-04АП-241/07-ФО2-2770/07, Московского округа от 31 января 2007 г. № КА-А40/13706-06, Дальневосточного округа от 31 января 2007 г. № Ф03-А51/06-2/5262, Поволжского округа от 17 мая 2007 г. № А12-16837/06-С36, Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. № А05-5024/2006-12).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Ситуация: Как проверить сведения о контрагенте с целью выявления признаков недобросовестности
При необходимости проверить информацию о контрагенте можно несколькими способами.*
1. Запросить соответствующие данные (в частности, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию лицензии) непосредственно у контрагента.
2. Получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.
3. Обратиться в налоговую инспекцию по местонахождению контрагента:
с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения информации оконтрагенте (например, ИНН/КПП, адрес, сведения о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности);
с запросом (в произвольной форме) о выдаче выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с целью получения копии лицензии.
Такое право прописано в пункте 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.
Инспекция должна предоставить соответствующие сведения в течение пяти дней (в этом случае плата составляет 200 руб. за каждый документ). При необходимости можно попросить предоставить информацию срочно – не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (в этом случае плата составляет 400 руб. за каждый документ). Такой порядок предусмотрен пунктами 21, 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438.
4. Получить на сайте ФНС России (www.nalog.ru) доступ к еженедельно обновляемым копиям ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Стоимость доступа составляет:
за однократное предоставление открытых и общедоступных сведений – 50 000 руб.;
за однократное предоставление обновленных сведений – 5000 руб.;
за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места – 150 000 руб.
Такой порядок оплаты за предоставление сведений предусмотрен пунктом 2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148.
5. Получить через Интернет краткую информацию о контрагенте бесплатно (в т. ч. о присвоенном ему ЕГРН). Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в раздел «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», а затем пройдите по ссылке «Сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ». Чтобы получить информацию, достаточно знать один из реквизитов контрагента (название организации, ИНН, ОГРН или дату, когда она была зарегистрирована). Название организации следует вводить без кавычек и организационно-правовой формы, а также учитывать, что поиск проводится по ее полному наименованию.
6. Получить через Интернет информацию о том, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией. Зайдите на сайт ФНС России (www.nalog.ru) в подраздел «Проверь себя и контрагента» раздела «Электронные услуги», а затем пройдите по ссылке «Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке».
Такие же меры для проверки контрагентов рекомендует принимать Минфин России (письма от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-113, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177).
7. Запросить в налоговой инспекции по месту учета контрагента информацию об исполнении контрагентомналоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Следует отметить, что в некоторых случаях налоговые инспекции отказывают в предоставлении подобной информации, ссылаясь на налоговую тайну. Однако согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ такая информация к налоговой тайне не относится. Поэтому отказ налоговой инспекции является неправомерным. Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в письмах Минфина России от 4 июня 2012 г. № 03-02-07/1-134, ФНС России от 30 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/20268. Подтверждает такую позицию арбитражная практика (см. например, определение ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-16124/10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-25441/2009, от 16 июля 2010 г. № А27-25724/2009, Уральского округа от 1 сентября 2010 г. № Ф09-6957/10-С3).
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Статья: Пять нестандартных ситуаций, когда можно учесть расходы на аренду помещения
Помещение подходит по всем параметрам, другой такой же объект найти потом будет проблематично. Обосновать необходимость заключения договора аренды в тот период, когда помещение компании еще не было нужно, помогут следующие аргументы.*
Прежде всего организации необходимо подтвердить, что в скором времени ей это помещение понадобится.* Например, в перспективе она планирует открыть еще один магазин или у нее через несколько месяцев заканчивается срок дейст-вия договора аренды офиса, а арендодатель отказывается его продлять.
Кроме того, следует ссылаться на то, что организация предъявляет строгие требования к объекту и именно это помещение полностью соответствует ее запросам.* Значит, если бы компания не заключила договор аренды сейчас, то впоследствии она вряд ли смогла бы найти настолько подходящий ей объект.
Перечень требований целесообразно оформить в письменном виде и утвердить у руководителя. В нем, в частности, можно указать, какой площади должно быть помещение, в каком районе города, на каком этаже, конкретизировать функциональное назначение объекта, отметить необходимость парковки определенной вместимости или железнодорожных подъездных путей для разгрузки товаров. Дополнительным подтверждением может служить переписка с арендодателем или риелторским агентством, которое выставило объект.*
Е. В. Вайтман
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 6, МАРТ 2012
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени