Вопрос: Должна ли организация начислять и уплачивать транспортный налог со спецтехники (газонокосилки и т.д., мощность определена в паспорте), которая не стоит на учете в ГИБДД и эксплуатируется только на поле, не выезжая на дороги общего пользования?
Ответ:Тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания) не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух перечисленных ниже условий.
Перечисленные транспортные средства освобождаются от налогообложения независимо от того, кто использует их в сельскохозяйственной деятельности: собственник транспортного средства или арендатор, занимающийся сельхозпроизводством.
Еще читайте: транспортный налог для юридических лиц в 2020 году
Однозначного ответа на вопрос о том, нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора, законодательство не содержит. По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает только после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. Обращаем Ваше внимание, что регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
Кто должен платить транспортный налог
Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). По общему правилу транспортное средство регистрируется на его собственника (п. 20 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).*
Организации, которые являются организаторами XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года, не признаются плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, которые одновременно соответствуют двум критериям:
принадлежат организациям на праве собственности;
используются ими в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
Такой порядок предусмотрен абзацем 3 статьи 357 Налогового кодекса РФ.
Некоторые категории граждан и организаций могут быть освобождены от уплаты транспортного налога. Поскольку транспортный налог является региональным, перечень льготных категорий плательщиков должен быть установлен законами субъектов РФ. Это следует из положений статьи 356 Налогового кодекса РФ.
Объекты налогообложения
Виды транспортных средств, с которых нужно платить транспортный налог, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. К ним относятся самоходные наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т. д.), воздушные (самолеты, вертолеты и др.) и водные (теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы и т. д.) транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.*
Некоторые виды транспорта освобождены от уплаты налога. К ним, в частности, относятся:
весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
легковые автомобили для инвалидов;
промысловые морские и речные суда;
тракторы, самоходные комбайны всех марок, спецмашины (молоковозы, скотовозы и т. д.), используемые сельхозпроизводителями для производства сельхозпродукции.*
Полный перечень видов транспортных средств, не облагаемых налогом, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов
Нет, не нужно.
Транспортные средства, облагаемые налогом, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Несамоходные наземные транспортные средства, к которым относятся, в частности, прицепы и полуприцепы, в этом пункте не указаны.
Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).
Ситуация: может ли применять льготы по транспортному налог агропромышленная организация, у которой есть специальные сельскохозяйственные автомашины. Показатели деятельности организации не соответствуют критериям сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленных в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ
Да, может.
Тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания) не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух условий:
если они используются при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;
если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Перечисленные транспортные средства освобождаются от налогообложения независимо от того, кто использует их в сельскохозяйственной деятельности: собственник транспортного средства или арендатор, занимающийся сельхозпроизводством.
Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 6 марта 2012 г. № БС-4-11/3637.
При применении этой нормы следует руководствоваться определением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое дано в пункте 1 статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. В частности, исключать из налоговой базы по транспортному налогу тракторы, комбайны и специальные автомашины могут организации и предприниматели:
которые производят сельхозпродукцию, ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
у которых доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов от общих доходов за календарный год. Этот показатель определяется по итогам года, за который уплачивается транспортный налог.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05, от 24 декабря 2007 г. № 03-05-05-04/08.
Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое содержится в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ, содержит более строгие критерии. Однако несоблюдение этих критериев на применение льгот по транспортному налогу не влияет. Их нужно учитывать только при применении единого сельхозналога (п. 5 ст. 346.2 НК РФ) и при расчете налога на прибыль, а также взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ст. 2.1 Закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ и ч. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Ситуация: нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает только после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. Контролирующие ведомства подтверждают правомерность такого подхода. В письмах Минфина России от 14 июня 2012 г. № 03-05-05-04/09, от 1 августа 2011 г. № 03-05-05-04/18, ФНС России от 6 июля 2012 г. № БС-3-11/2359 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Из этих разъяснений можно сделать вывод, что транспортное средство, которое эксплуатируется, но не поставлено на учет, объектом обложения транспортным налогом не является.*
Вместе с тем нужно учитывать, что регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.*
Транспортное средство должно быть зарегистрировано:
– либо в течение 10 суток после приобретения;
– либо в течение срока действия временного знака «Транзит».
Причем требование о регистрации тоже не зависит от характера использования транспортных средств и распространяется в том числе на транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Исключение сделано лишь для торговых организаций: они не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи. Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Внимание: незарегистрированное транспортное средство эксплуатировать нельзя (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). За нарушение правил регистрации транспортных средств предусмотрена административная ответственность.*
Организацию могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб., должностных лиц организации (например, руководителя) – на сумму от 100 до 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ). Назначить штраф могут органы внутренних дел или Гостехнадзора (ст. 23.3, 23.35 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, налоговая инспекция, обнаружив в организации незарегистрированные транспортные средства, может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога. А по итогам проверки – доначислить транспортный налог, пени и штраф. Отстаивать свою позицию организации придется в суде.*
Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме неоднородна. Есть примеры судебных решений, в которых признается, что по незарегистрированным транспортным средствам платить транспортный налог не нужно (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 июля 2010 г. № А63-7901/2009, Поволжского округа от 16 октября 2008 г. № А57-2039/08, Центрального округа от 3 апреля 2006 г. № А68-АП-279/12-05, Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548).
Однако некоторые суды исходят из того, что регистрация транспортных средств зависит от волеизъявления их собственников. Поэтому отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Следовательно, даже если у организации есть транспортные средства, не зарегистрированные в ГИБДД (органах Гостехнадзора), в отношении этих объектов она признается плательщиком транспортного налога. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3514-08, от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4543-06, Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)).*
Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11. С выходом этого постановления следует ожидать, что арбитражная практика по данной проблеме станет единообразной, а у организации будет меньше возможностей оспорить доначисление налога по незарегистрированным транспортным средствам.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени