Налоговая инспекция, обнаружив в организации незарегистрированные транспортные средства (погрузчики) может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога. А по итогам проверки – доначислить транспортный налог, пени и штраф. Отстаивать свою позицию организации придется в суде.
Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по ст.е 122 НК РФ составляет 20 % от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 %.
В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).
Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме неоднородна, имеются решения, как в пользу организации, так и в пользу инспекций. Однако с выходом постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11 следует ожидать, что арбитражная практика по данной проблеме станет единообразной и не в пользу организаций
Кроме того, учитывая, что незарегистрированное транспортное средство эксплуатировать нельзя, за нарушение правил регистрации транспортных средств Органы внутренних дел или Гостехнадзора могут оштрафовать организацию на сумму от 1000 до 3000 руб., должностных лиц организации (например, руководителя) – на сумму от 100 до 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ).
1.Рекомендация: Кто должен платить транспортный налог
Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).* По общему правилу транспортное средство регистрируется на его собственника (п. 20 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).
Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автопогрузчиков, бурильных установок, самоходных машин и другой специальной техники*
Да, нужно.
Транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому если транспортное средство (в т. ч. спецтехника, смонтированная на базе грузовых автомобилей, а также самоходные машины, механизмы на гусеничном и пневматическом ходу) зарегистрировано в органах ГИБДД или Гостехнадзора, то налог платить нужно* (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938, письмо Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-05-05-04/13). Независимо от того, для каких целейтранспортное средство предназначено и какое оборудование на нем установлено.
Кроме того, пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом налогообложения по транспортному налогу. Поэтому транспорт, не указанный в этом перечне, следует включать в налоговую базу по транспортному налогу.*
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-05-04-04/10, от 17 августа 2007 г. № 03-05-06-04/35, от 27 февраля 2004 г. № 04-05-11/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 28 апреля 2007 г. № 2965/07,постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. № А05-10855/2006-18).
Вопрос об уплате налога по не зарегистрированным в ГИБДД или органах Гостехнадзора транспортным средствам является неоднозначным.*
Ситуация: нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора*
Нет, не нужно. Однако налоговая инспекция, обнаружив в организации незарегистрированные транспортные средства, может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога.*
По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает только после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. Контролирующие ведомства подтверждают правомерность такого подхода. В письмах Минфина России от 14 июня 2012 г. № 03-05-05-04/09, от 1 августа 2011 г. № 03-05-05-04/18, ФНС России от 6 июля 2012 г. № БС-3-11/2359 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Из этих разъяснений можно сделать вывод, что транспортное средство, которое эксплуатируется, но не поставлено на учет, объектом обложения транспортным налогом не является.
Вместе с тем нужно учитывать, что регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.
Транспортное средство должно быть зарегистрировано:
– либо в течение 10 суток после приобретения;
– либо в течение срока действия временного знака «Транзит».
Причем требование о регистрации тоже не зависит от характера использования транспортных средств и распространяется в том числе на транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Исключение сделано лишь для торговых организаций: они не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи. Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Внимание: незарегистрированное транспортное средство эксплуатировать нельзя (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). За нарушение правил регистрации транспортных средств предусмотрена административная ответственность.*
Организацию могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб., должностных лиц организации (например, руководителя) – на сумму от 100 до 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ). Назначить штраф могут органы внутренних дел или Гостехнадзора (ст. 23.3, 23.35 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, налоговая инспекция, обнаружив в организации незарегистрированные транспортные средства, может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога. А по итогам проверки – доначислить транспортный налог, пени и штраф. Отстаивать свою позицию организации придется в суде.
Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме неоднородна. Есть примеры судебных решений, в которых признается, что по незарегистрированным транспортным средствам платить транспортный налог не нужно* (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 июля 2010 г. № А63-7901/2009, Поволжского округа от 16 октября 2008 г. № А57-2039/08, Центрального округа от 3 апреля 2006 г. № А68-АП-279/12-05, Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548).
Однако некоторые суды исходят из того, что регистрация транспортных средств зависит от волеизъявления их собственников. Поэтому отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Следовательно, даже если у организации есть транспортные средства, не зарегистрированные в ГИБДД (органах Гостехнадзора), в отношении этих объектов она признается плательщиком транспортного налога. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3514-08, от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4543-06, Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)).
Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11. С выходом этого постановления следует ожидать, что арбитражная практика по данной проблеме станет единообразной, а у организации будет меньше возможностей оспорить доначисление налога по незарегистрированным транспортным средствам.*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Рекомендация: Как организации перечислить транспортный налог в бюджет
Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ* (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Сроки уплаты
Сроки уплаты транспортного налога (перечисления авансовых платежей) устанавливаются региональными законами. При этом срок уплаты годовой суммы налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Сроки уплаты*
Сроки уплаты транспортного налога (перечисления авансовых платежей) устанавливаются региональными законами. При этом срок уплаты годовой суммы налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Внимание: если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).
Пени рассчитают так:*
Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:
решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.
В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.
Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Внимание: если неуплата налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).
Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов.
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года.* На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.
При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени