Исходя из содержания вопроса, речь идет о встречной налоговой проверке. Поэтому в данном случае необходимо руководствоваться нормами статьи 93.1 НК РФ. Согласно пункту 3 указанной выше статьи «..Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку..». Также согласно пункту 8 указанной выше статьи «..Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов..».
Учитывая вышеизложенное, внутренние формуляры (регламенты) налоговых органов лишь устанавливают порядок межведомственного взаимодействия, но не отменяют нормы пункта 3 статьи 93.1 НК РФ, согласно которым налоговый орган не может требовать документы напрямую у налогоплательщика минуя ту инспекцию, в которой тот состоит на налоговом учете. Таким образом, налоговая инспекция необоснованно грозит штрафными санкциями.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Встречная проверка
Нормативное регулирование
Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.). Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ ).*
Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у одной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контрагентом) продолжают называть встречной проверкой.
Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов , утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ .*
Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Процедурные вопросы
Теперь о соблюдении формальностей. Изложим лишь основные моменты, знать о которых необходимо.
Чье требование выполнять
Может ли чужая инспекция обратиться к организации с требованием представить документы о другой организации?
Налоговым кодексом РФ такой порядок не предусмотрен.
Затребовать необходимые документы, касающиеся деятельности компании, проверяемой другой инспекцией, у организации должна та инспекция, в которой организация состоит на учете (то есть своя инспекция), по поручению налогового органа, осуществляющего проверку или иные мероприятия налогового контроля ( п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ ).*
На основании полученного поручения соответствующий налоговый орган в течение пяти дней направляет строительной организации требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).
Если же обе организации (та, в которой проводится проверка, и ее контрагент, от которого налоговики хотят получить дополнительную информацию о деятельности проверяемой компании) состоят на учете в одной налоговой инспекции, то требование о представлении документов предъявляет сама эта инспекция.
Журнал «Учет в строительстве» № 5, Май 2013
02.09.2014 г.
С уважением,
Павел Зайкин
эксперт Системы Главбух
Ответ утвержден:
Натальей Колосовой
Ведущим экспертом БСС Система Главбух
___________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» Системы Главбух, которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14