В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 Закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. Порядок, размеры и сроки перечисления в доход федерального бюджета части прибыли федерального государственного предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ, определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли предприятия за прошедший год, определяемой на основе бухгалтерской отчетности, на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Из вопроса следует, что чистая прибыль ФГУП может быть направлена на НИР по соответствующей целевой программе. Чистая прибыль определяется по данным бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 9 ноября 2006 г. № 03-03-02/272).
Ни Федеральный закон, ни постановление Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 228, ни Гражданский кодекс РФ не содержит ограничений в части расходования чистой прибыли по соответствующей программе.
Таким образом, формирование цен по НИР за счет средств чистой прибыли осуществляется и относится исключительно к компетенции руководителя унитарного предприятия.
Более того, оплата труда руководителей ГУП регулируется Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 210, применяемым с учетом Письма Минтруда России от 28.04.1994 № 727-РБ.
Согласно пункту 2 названного Положения оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В пункте 4 Положения указано, что вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается руководителю за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Таким образом, руководитель имеет полное право установить расценки по НИР на уровне общепринятых и включить в из себестоимость косвенные расходы, установленные приказом (распоряжением) отдельно. Законодательство не содержит на этот счет никаких указаний и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
В ПБУ 17/02 сказано, что положение не применяется к незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, а также к научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов. Указанные активы учитываются в соответствии с ПБУ 14/2007. В пункте 3 указанного положения сказано, что общество может отнести к НМА.
Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете нематериальные активы, созданные за счет чистой прибыли, учитываются в обычном порядке. Ни ПБУ 14/2007, ни Налоговый кодекс РФ для целей учета не предусматривает особенностей амортизации для таких НМА. Поэтому амортизации по НМА созданные за счет чистой прибыли уменьшает текущие финансовые результаты организации. Претензий со стороны налоговый органов быть не должно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip – версия и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия
1. Статья 17 Закона от закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
«Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.*
2.1. Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в порядке, размере и сроки, установленные этой государственной корпорацией в соответствии с указанным Федеральным законом.
3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»
2. Ситуация: Как отразить в бухучете использование чистой прибыли, полученной по итогам года, на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.)
Если организация направляет чистую прибыль на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.), то ее использование отражайте только на субсчетах, открытых к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Корреспонденция счетов для указанного случая в Плане счетов не предусмотрена. Однако в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией к плану счетов (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).
Общее сальдо по счету 84 на момент приобретения не меняется. Дело в том, что сами по себе инвестиции за счет чистой прибыли не приводят к уменьшению валюты баланса. Меняется только структура активов. Контролировать наличие и расходование нераспределенной прибыли позволяет аналитический учет по счету 84. То есть в аналитическом учете можно разделять средства, использованные в качестве финансового обеспечения покупки нового имущества, и те средства, которые еще не использованы (письмо Минфина России от 21 марта 2011 г. № 07-02-06/31).
На дату решения об использовании чистой прибыли сделайте проводку:*
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– направлена чистая прибыль (ее часть) на приобретение имущества.
На дату отражения имущества в бухучете сделайте проводку:
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли»
– отражено использование чистой прибыли (ее части).
Пример отражения в бухучете использования чистой прибыли, полученной по итогам года, на финансирование капитальных вложений*
В бухгалтерской отчетности ЗАО «Альфа» за 2012 год отражена чистая прибыль в размере 1 000 000 руб. 29 марта 2013 года на общем собрании акционеров «Альфы» было принято решение о распределении части чистой прибыли, полученной за 2012 год. На основании протокола общего собрания акционеров чистая прибыль в размере 500 000 руб. была направлена на финансирование капитальных вложений. 15 апреля 2013 года за счет этих средств организация приобрела производственное оборудование стоимостью 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.).
Для отражения приобретения имущества бухгалтер использует субсчета к счету 84: «Чистая прибыль, подлежащая распределению», «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений».
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.
29 марта 2013 года:
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– 500 000 руб. – направлена часть чистой прибыли на финансирование капитальных вложений.
15 апреля 2013 года:
Дебет 08 Кредит 60
– 300 000 руб. – приобретено производственное оборудование;
Дебет 19 Кредит 60
– 54 000 руб. – учтен «входной» НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 354 000 руб. – перечислены поставщику денежные средства за производственное оборудование;
Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений»
– 354 000 руб. – отражено использование чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений;*
Дебет 01 Кредит 08
– 300 000 руб. – введено в эксплуатацию оборудование;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по производственному оборудованию.
По данным аналитического учета:
– остаток чистой прибыли за 2012 год составляет 500 000 руб. (1 000 000 руб. – 500 000 руб.). Эту сумму учредители могут использовать по своему усмотрению;
– остаток средств в составе чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, составляет 146 000 руб. (500 000 руб. – 354 000 руб.). Эту сумму организация может использовать по целевому назначению.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. письмо Минфина России от 9 ноября 2006 г. № 03-03-02/272
«Вопрос: О порядке исчисления размера части прибыли федерального государственного унитарного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке исчисления размера части прибыли федерального государственного унитарного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, и в части своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.*
Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Порядок, размеры и сроки перечисления части прибыли определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.*
В соответствии со ст. ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частности в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, исчисленной по нормативу от суммы прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах*.
.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени