сообщаем следующее: нет, в данном случае потенциальный покупатель не прав.
На основании п.1 ст.437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. То есть реклама - не оферта, и заключить договор на условиях, указанных в рекламе, продавец не обязан.
При этом необходимо четко отличать рекламу от оферты и от иных сведений (информации) рекламного характера - оферта содержит предложения к заключению договора, а реклама лишь информацию о товаре, работе, услуге, результате интеллектуальной деятельности. Поэтому заключить договор на условиях, указанных в рекламе, продавец не обязан.
Также нельзя привлечь продавца к ответственности по ст.14.3 КоАП РФ за недостоверную рекламу, поскольку при повышении цены на недвижимость данные о цене в рекламе были изменены.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».
1. Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»
«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке*;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
«Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой
Если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок*».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
«Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.*
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)».
3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева
1. Коммент. ст. разграничивает не влекущее договорно-правовых последствий приглашение делать оферты (вызов на оферту), с одной стороны, и публичную оферту как разновидность оферты, с другой стороны.
По общему правилу не являются офертой реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц. Данное правило логично следует из легального определения оферты, закрепленного в п. 1 ст. 435 ГК. Поскольку предложение о заключении договора, направленное неопределенному кругу лиц, офертой не признается, оно не связывает лицо, которое или от имени которого предложение размещено или направлено.
Хотя рассматриваемая норма сформулирована в п. 1 коммент. ст. как диспозитивная, в сущности она таковой не является. Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, может стать офертой не в силу простого указания в ней об этом, а лишь при соблюдении условий, содержащихся в п. 2 коммент. ст. Поэтому заключительную фразу п. 1 коммент. ст. «...если иное прямо не указано в предложении» - следует понимать как «кроме случая, указанного в п. 2 настоящей статьи».*
2. Как указывалось в комментарии к п. 1 ст. 435 ГК, из общего правила о том, что оферта должна иметь конкретного адресата, возможно исключение. Соответствующее исключение установлено п. 2 коммент. ст., согласно которому офертой также является предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и из которого усматривается воля лица заключить договор на предлагаемых условиях с каждым, кто отзовется. По причине отсутствия конкретного адресата данная разновидность оферты именуется публичной.
Публичная оферта в отличие от приглашения делать оферту влечет последствия договорно-правового характера: она связывает оферента сделанным им предложением, а при условии наличия в такой оферте срока для акцепта она является по общему правилу безотзывной.*