1) результатом оказания услуги печати являются рекламные буклеты, которые Ваша организация должна отразить в учете в качестве материалов:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60 - приняты к учету отпечатанные рекламные буклеты;
2) при выплате доходов белорусской организации, которая не имеет постоянного представительства в России, налог на прибыль на территории России не уплачивается. Объект обложения НДС по российскому законодательству также не возникает. То есть если услуги по печати рекламных букетов были оказаны белорусской организацией, которая не имеет на территории России постоянного представительства, то исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль и НДС Вашей организации не нужно.
При этом при импорте в Россию отпечатанной в Белоруссии рекламной продукции у Вашей организации возникнет обязанность по уплате «импортного» НДС, который, впоследствии, Вы вправе принять к вычету
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Бухучет: реклама размещается самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;*
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
Налогоплательщики
При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию* (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г., п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза (ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г.).
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26,п. 3 ст. 145 НК РФ).
Исключение сделано для тех, кто ввозит на территорию России товары, освобожденные от налогообложения при ввозе (абз. 1 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). В этом случае НДС платить не нужно. Перечень товаров, освобожденных от налогообложения при ввозе на территорию России, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.
Со временем организация может изменить характер использования ввезенного товара, в связи с которым она освобождалась от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 10 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Ставка НДС
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом ставка НДС на товары, импортируемые из стран – участниц Таможенного союза, не может превышать ставку НДС, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в России (абз. 3 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».* Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение постатье 145 Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету* (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Расчет НДС
Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:
Сумма НДС = Стоимость импортируемых товаров + Акцизы (по подакцизным товарам) ? Ставка НДС (10% или 18%)
При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом, если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают.* Это следует из положенийабзаца 2 пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, иписьма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.
При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.
При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ (услуг) по переработке давальческого сырья.
При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как величина лизингового платежа, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.
Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза*
В августе 2011 года ЗАО «Альфа» импортировала в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:
Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;
Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.
Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ (услуг), оказанных российской организации белорусской (казахской) организацией. Белорусская (казахская) организация не состоит в России на налоговом учете*
Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).*
По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика* (подп. 5 п. 1 ст. 3протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Исключение предусмотрено в отношении работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС* (п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). То естьудержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму «входного» налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает* (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.
В ситуациях, когда белорусская (казахская) организация оказывает российской организации услуги по переработке давальческого сырья, местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь (Республики Казахстан). Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Пример отражения в бухучете суммы НДС со стоимости услуг, оказанных российской организации белорусской организацией. Местом реализации услуг является территория Республики Беларусь. Белорусская организация не состоит в России на налоговом учете*
ЗАО «Альфа» ведет в России деятельность, облагаемую НДС. «Альфа» заключила договор с белорусской транспортной компанией на перевозку материалов по территории Республики Беларусь (из г. Минска в г. Брест). Стоимость транспортных услуг составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).
Местом реализации транспортных услуг является территория Республики Беларусь (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
НДС со стоимости транспортных услуг был предъявлен организации по законодательству иностранного государства (а не в соответствии с российским законодательством). Поэтому сумму «входного» НДС бухгалтер «Альфы» к вычету не принял. В бухучете сумму налога бухгалтер включил в состав расходов.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 76
– 30 000 руб. – отражены расходы по транспортировке материалов на территории Республики Беларусь;
Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная транспортной компанией;
Дебет 20 Кредит 19
– 5400 руб. – отнесена сумма «входного» НДС на производственные расходы.
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:*
дивидендов российским организациям (п. 2 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторымисключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1НК РФ);
определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на прибыль*
Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ). Под регулярной деятельностью понимается деятельность иностранной организации на территории России в течение периода, продолжительность которого (непрерывно или в совокупности) превышает 30 календарных дней в году (письмо Минфина России от 24 июня 2008 г. № 03-08-05).
Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (ст. 7 НК РФ).
Статус организации, имеющей в России постоянное представительство, иностранная компания получает после постановки на налоговый учет по месту ведения предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 23 НК РФ, раздел II приложения к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н). После получения этого статуса иностранная организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль* (п. 4 ст. 286 НК РФ).
Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация выплачивает белорусской премии (бонус) за объем покупок. Белорусская организация не имеет постоянного представительства в России*
Нет, не нужно.
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Беларусь не содержит положений, которые однозначно регламентируют налогообложение премий (бонусов) в такой ситуации. Однако по итогам консультаций с экспертами Комитета по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития Минфин России пришел к следующему выводу. Бонусы (премии), выплаченные белорусской организации, которая не имеет постоянного представительства в России, нельзя квалифицировать как «другие доходы», указанные в статье 18 Соглашения. Эти выплаты приравниваются к «доходам от предпринимательской деятельности» (ст. 7 Соглашения) и не облагаются налогом на прибыль на территории России.*
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 марта 2011 г. № 03-08-06/Беларусь, адресованном Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, которое поддержало эту позицию (письмо от 12 апреля 2011 г. № 4-1-15/783).
Следует отметить, что ранее Минфин России занимал противоположную позицию (письмаот 11 августа 2009 г. № 03-08-05 и от 19 мая 2009 г. № 03-08-05). Подробнее об этом см.Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль.
Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты
Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:
если выплачивают доходы за товары (работы, услуги, имущественные права), реализация которых не приводит к образованию постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ);*
если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ);
если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);
если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);
если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ).* При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация выступала фактическим получателем дохода (письмо Минфина России от 1 апреля 2010 г. № 03-08-05);
если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах7 и 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ;
если приобретают государственные и муниципальные ценные бумаги (подп. 2 п. 5 ст. 286, п. 2 и 4ст. 287 НК РФ).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество
Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.*
2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях и действовало совершенно независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени