В бухгалтерском учете отразите следующие хозяйственные операции:
Дебет 60 Кредит 51
– оплачены коммунальные расходы, приходящиеся на сотрудника арендатора по счету ресурсоснабжающей организации;
Дебет 91-2 Кредит 60
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по данному объекту аренды;
Дебет 91-2 Кредит 19
– включена в расходы сумма НДС, предъявленная организации;
Дебет 73 (76) Кредит 91-1
– признан доход от оказания услуг по предоставлению жилья с учетом коммунальных платежей;
Дебет 50 Кредит 73 (76)
– получена плата от сотрудника за проживание в квартире.
или
Дебет 70 Кредит 73
– удержано из заработной платы сотрудника стоимость проживания и коммунальных услуг
Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Зарплата», которую Вы можете найти в закладке «Журналы»
Статья: Квартира для сотрудника: налоги, взносы, бухучет
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухгалтерский учет операций по сдаче квартиры в аренду работнику
Передача и возврат. Активы, предназначенные для предоставления в аренду, отражают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (п. 4, 5 ПБУ 6/01 и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н).
При передаче квартиры работнику по договору коммерческого найма смены собственника не происходит. Поэтому списывать ее стоимость не нужно.*
Факт передачи жилого помещения отражают внутренней проводкой по дебету счета 03 субсчета «Имущество, переданное в пользование» и кредиту счета 03 субсчета «Имущество, предназначенное для сдачи внаем». В проводке указывается сумма первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств. По окончании действия договора делается обратная запись.
Амортизация. Когда объект передается в пользование работнику, на сумму начисленной к этому моменту амортизации бухгалтер должен сделать проводку по дебету счета 02 субсчета «Амортизация по основным средствам организации» и кредиту счета 02 субсчета «Амортизация по основным средствам, переданным в пользование».
На переданное работнику жилье бухгалтер продолжает начислять амортизацию (п. 21 — 23 ПБУ 6/01). Амортизационные отчисления отражают по счету 91-2 «Прочие расходы» (п. 11 ПБУ 10/99).
При возврате объекта оформляют проводку по дебету счета 02 субсчета «Амортизация по основным средствам, переданным в пользование» и кредиту счета 02 субсчета «Амортизация по основным средствам организации» на сумму амортизации, начисленной к моменту возврата объекта собственнику.
Доходы. Суммы, полученные от сдачи жилого помещения в аренду, включая коммунальные платежи, отражают, как правило, по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».
Однако если этот вид деятельности для организации является основным, то суммы арендной платы следует отразить по кредиту счета 90-1 «Выручка».
Пример 1
С 6 марта 2012 года ООО «ВиК» предоставляет сотруднику помещение для проживания в нем. Заключен договор коммерческого найма сроком на 11 месяцев.
Согласно договору плата за наем состоит из двух частей:
—фиксированная сумма за проживание — 10000 руб. в месяц;
—плавающая сумма коммунальных платежей. Она определяется сторонами на основании счетов управляющей компании, выставленных арендодателю и оплаченных им. Операции по предоставлению коммунальных услуг управляющей компанией НДС не облагаются.
Плату за наем работник обязан вносить в кассу предприятия.
Первоначальная стоимость жилого помещения (по данным БТИ) составляет 500000 руб.
Срок полезного использования квартиры, установленный как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, — 90 лет (компания определила его на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1).
Сумма амортизации, начисленная к моменту передачи, — 14000 руб. Сумма ежемесячной амортизации (начисляемая в бухгалтерском и налоговом учете линейным способом (методом)) — 462,96 руб.
Как отразить в бухгалтерском учете следующие операции:
—передачу квартиры работнику;
—начисление и внесение арендной платы в марте, если известно, что сумма коммунальных расходов составила 2100 руб.;
—возврат помещения после истечения срока договора?
Решение
Бухгалтер ООО «ВиК» сделал следующие записи:
на дату передачи квартиры в пользование
ДЕБЕТ 03 субсчет «Имущество, переданное в пользование» КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, предназначенное для сдачи внаем»
—500000 руб. — отражена первоначальная стоимость квартиры;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация по основным средствам организации»
КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация по основным средствам, переданным в пользование»
—14000 руб. — отражена амортизация по переданной квартире;
в марте
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация по основным средствам, переданным в пользование»
—462,96 руб. — начислена амортизация;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
—2100 руб. — оплачены коммунальные расходы, приходящиеся на данного арендатора, в составе общего платежа по счету управляющей компании;*
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
—2100 руб. — включена в расходы стоимость коммунальных услуг по данному объекту аренды;*
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1
—12100 руб. (10000 руб. + 2100 руб.) — признан доход от оказания услуг по предоставлению жилья;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 76
—12100 руб. — получена плата от работника за проживание в квартире.
при «возврате» квартиры сотрудником
ДЕБЕТ 03 субсчет «Имущество, предназначенное для сдачи внаем»
КРЕДИТ 03 субсчет «Имущество, переданное в пользование»
—500000 руб. — отражена передача квартиры сотрудником;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Амортизация по основным средствам, переданным в пользование» КРЕДИТ 02 субсчет «Амортизация по основным средствам организации»
—19092,56 руб. (14000 руб. + 462,96 руб. ? 11 мес.) — отражен «возврат» амортизации, увеличенной на сумму, начисленную в период действия договора коммерческого найма.
Журнал «Зарплата», № 3, март 2012