Нормы списания приведены во вложенном файле.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческой версии
1. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-Р « О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"»
2.5.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ
Модель, марка, модификация автомобиля | Транспортная норма, л/100 км | Топлива |
1 | 2 | 3 |
МАЗ-5516 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) |
42,0 | Д |
МАЗ-5516-030 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) | 47,8 | Д |
МАЗ-5516-30 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) | 48,0 | Д |
МАЗ-551603-021 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-8М) | 46,3 | Д |
МАЗ-5549, -5551 | 28,0 | Д |
МАЗ-5551-020 Р2 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М) | 35,7 | Д |
2.Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм
Нет, не нужно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Объясняется это тем, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются* (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены* (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.
При этом порядок подтверждения экономической оправданности законодательством не регламентирован. Организация в каждом конкретном случае должна сформировать документы, позволяющие подтвердить обоснованность фактических расходов.
Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ используйте нормы, рекомендованные Минтрансом России, или самостоятельно разработайте внутриорганизационные нормы расхода ГСМ.
Внутриорганизационные нормы утвердите приказом руководителя организации. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).
При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.
Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).
Если внутриорганизационные нормы расхода ГСМ будут превышены, то необходимо документально подтвердить обоснованность этого превышения. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.
Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.*
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Статья:Предприятие вправе устанавливать нормы списания топлива
Судьи подтвердили, что предприятия могут списывать топливо на основании норм, утвержденных руководителем учреждения, даже если они выше тех, что указаны в ПТС. Главное, чтобы расходы были экономически обоснованы и документально подтверждены ( постановление ФАС Уральского округа от 10 июня 2013 г. № Ф09-4572/13 по делу № А34-3891/2012 ).?
Суть спора?
В результате проверки инспекторы исключили из состава расходов по налогу на прибыль затраты на горюче-смазочные материалы, которые предприятие использовало для заправки автомобилей и отопления здания. Основание следующее: в момент списания дизельного топлива на заправку у компании отсутствовали транспортные средства. А нормы расхода ГСМ на отопление здания превышают данные, указанные в техническом паспорте котла. Организация, не согласившись с требованиями налоговиков, обратилась в суд.?
Решение суда?
Арбитры поддержали предприятие.?
Объектом налога на прибыль признаются доходы, уменьшенные на величину расходов ( ст. 247 Налогового кодекса РФ ).?
При этом расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода ( ст. 252 Налогового кодекса РФ ). Это значит, что:?
- затраты экономически оправданы;?
- их оценка выражена в денежной форме;?
- документы оформлены в соответствии с законодательством РФ или обычаями делового оборота иностранного государства.?
Судьи отметили, что налоговое законодательство не устанавливает перечень документов, которые необходимы для подтверждения тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их заполнению. Главное, чтобы на их основании можно было сделать однозначный вывод о реальности затрат. Количество ГСМ, израсходованных на заправку транспортных средств, подтверждается путевыми листами, карточками учета работы грузового автомобиля, актами списания. Проверяющие утверждают, что компания составила акт в более поздний срок по сравнению с реальным расходом топлива. Поэтому принимать такие затраты неправомерно. ?
Арбитры отметили, что это не опровергает факта использования горючего в деятельности предприятия. И так как остальные документы оформлены правильно (и вовремя), организация может принять расходы на заправку в целях налога на прибыль.?*
Чтобы подтвердить затраты на отопление, компания представила приказ об установлении нормы списания, расчет необходимого количества ГСМ, накладные, акт списания. Доводы налоговиков состоят в том, что организация учла расходы свыше норм, указанных в техпаспорте котла, который использовался для отопления. ?
То есть необоснованно списала топливо в количестве большем, чем это нужно. Однако судьи руководствовались техническим отчетом, предоставленным специализированной организацией. Согласно ему, здание обогревается газогорелочным устройством, которое состоит из водогрейного котла и горелки. По расчетам необходимое количество топлива на такое устройство совпадает с тем, которое указывает предприятие. То есть компания имела право установить норму расхода не по техпаспорту котла, а в соответствии с расчетом. И это экономически обосновано.?
На основании вышеизложенного арбитры пришли к выводу, что организация использовала спорные ГСМ для деятельности, направленной на получение дохода. Все расходы реальны, что подтверждается документами. Поэтому предприятие может учесть их при исчислении налога на прибыль.?
Немного о «первичке»...?
Напомним: хотя в Налоговом кодексе РФ нет перечня документов, подтверждающих затраты, их нужно оформлять в соответствии с законодательством РФ. С 2013 года применять унифицированные формы необязательно. ?
В любом случае первичные учетные документы должны содержать реквизиты, перечисленные в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ :?
- наименование документа;?
- дату составления;?
- содержание операции;?
- величину хозяйственной операции в натуральном и (или) денежном измерении;?
- должности ответственных лиц, их подписи и некоторые другие.?
Чтобы списать ГСМ на заправку автомобилей, можно продолжать использовать путевые листы унифицированных форм или разработать свою (в которой будут все необходимые реквизиты) ( письмо Минфина России от 6 марта 2013 г. № 03-03-06/1/6700 ). *
При проверке путевых листов налоговики обращают особое внимание на заполнение маршрута следования автомобиля, движения горючего (остатки топлива при выезде и возвращении, расход по норме и фактический). ?
На основании этих данных, а также показаний спидометра (которые также указываются в путевом листе) проверяющие делают вывод о правомерности принятия затрат.?
Кроме того, расходы можно учесть и с помощью документов, которые косвенно подтверждают их (приказы, отчеты и т. д.). Это следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.?
Ограничения не установлены?
Затраты на приобретение топлива, которое используется в том числе для отопления зданий, относятся в состав материальных расходов ( подп. 5 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ ). Названной нормой не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций. Главное условие – чтобы затраты отвечали требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ, которые мы рассмотрели выше.?
Важно запомнить?
Чтобы признать расходы при исчислении налога на прибыль, нужны документы, которые подтверждают реальность заявленных затрат.
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», № 8, АВГУСТ 2013