При приобретении услуг по участию в выставке организация, приобретающая услуги, является налоговым агентом по НДС.
При этом не имеет значения, какую систему налогообложения применяет покупатель, ОСН или УСН, так как организации, применяющие спецрежимы, не освобождены от обязанностей налоговых агентов по НДС.
При этом если услуги у иностранной организации будут приобретаться через российского посредника, действующего от своего имени, то налоговым агентом по НДС будет выступать посредник (Письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-07-09/6141).
При реэкспорте НДС не уплачивается.
Однако возможно в Вашем случае более подходящий режим - это реимпорт (реэкспорт – это ввоз и вывоз обратно, а в Вашем случае все наоборот товар сначала вывозится, а потом ввозится обратно).
Обоснование данной позиции содержится в материалах рекомендаций «Системы Главбух» Версия для коммерческих организаций
1.Ситуация:Нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту при выплате вознаграждения иностранной организации. Иностранная организация оказала услуги, связанные с участием российской организации в зарубежной выставке. Иностранная организация на налоговом учете в России не состоит
Да, нужно, если местом реализации услуг признается территория России. Кроме того, ответ на этот вопрос зависит от целей, которые преследует российская организация, участвующая в зарубежной выставке.*
Если участие в выставке направлено на привлечение внимания к самой организации или к товарам, производителем которых она является, то услуги, связанные с проведением выставки, признаются рекламными. Это следует из положений статьи 3Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ установлено, что Россия является местом реализации рекламных услуг, если покупателем услуг является организация, осуществляющая деятельность в России. Таким образом, если российская организация участвует в зарубежной выставке в рекламных целях, то услуги, оказанные ей иностранной организацией, облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).*
Если услуги, местом реализации которых признается Россия, оказывает иностранная организация, не состоящая в России на налоговом учете, НДС должен рассчитать и уплатить в российский бюджет налоговый агент – заказчик этих услуг. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом НДС. Если в стоимости услуг сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не учтена, российская организация должна самостоятельно определить налоговую базу по НДС, то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. В таком случае суммаНДС, исчисленная и уплаченная в бюджет, по существу будет являться суммой налога, удержанной из дохода иностранной организации. Такой порядок предусмотрен статьей 161 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если участие в выставке связано с деятельностью в сфере культуры и искусства, местом реализации услуг, связанных с организацией выставки, является территория ее фактического проведения. В рассматриваемой ситуации это территория иностранного государства, следовательно, местом реализации таких услуг Россия не признается (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ,подп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Таким образом, обязанностиналогового агента по НДС у российской организации, участвующей в подобных выставках, не возникают.
В остальных случаях местом реализации услуг, связанных с участием российской организации в зарубежных выставках, признается территория государства, на которой находится организация, оказывающая эти услуги. То есть территория России местом реализации таких услуг также не признается. Это следует из положений подпункта 5 пункта 1 и пункта 2статьи 148 Налогового кодекса РФ, подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Таким образом, и в этих случаях обязанности налогового агента по НДС у российской организации – участникавыставки не возникают.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2012 г. № 03-07-15/68, от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/56 и ФНС России от 4 сентября 2012 г. № АС-4-3/14723.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).*
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:*
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России* (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Справочники:Порядок уплаты НДС в зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются ввозимые товары
Таможенная процедура, под которую помещаются ввозимые товары | Порядок уплаты НДС | Основание |
Реимпорт* | Нужно заплатить НДС, от уплаты которого декларант был освобожден или который был возвращен декларанту в связи с экспортом товаров* |
подп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ ст. 292–295 Таможенного кодекса Таможенного союза |
Реэкспорт* | НДС платить не нужно. Суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию России, возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством России и Таможенного союза* |
подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ ст. 296–301 Таможенного кодекса Таможенного союза ст. 291 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ |
4.Таможенный кодекс Таможенного союза
«Статья 292. Содержание таможенной процедуры реимпорта
1. Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.*
Статья 296. Содержание таможенной процедуры реэкспорта
Реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.»*