В случае если спонсорская помощь оказана спортивному клубу с целью рекламы самого спонсора, то ее можно учесть при расчете налог на прибыль в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ). В зависимости от условий спонсорского договора расходы могут быть как ненормируемыми, так и нормируемыми.
Если оказана спонсорская помощь в виде целевых отчислений некоммерческой организации, то спонсорская помощь не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
Статья:Спонсорство и благотворительность: особенности налогообложения
Налогообложение у спонсора
Налог на прибыль. Помощь, оказываемая спонсором на условиях размещения рекламы о нем, признается прочим расходом на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ (письма Минфина России от 27.03.08 № 03-11-04/2/58 и от 05.09.06 № 03-03-04/2/201). Таким образом, в зависимости от условий спонсорского договора расходы могут быть как ненормируемыми, так и нормируемыми (письмо УМНС по г. Москве от 19.07.04 № 21-09/47989). В полном объеме спонсор может признать, в частности, следующие затраты:*
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (письмо Минфина России от 05.09.06 № 03-03-04/2/201);
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.
К нормируемым расходам, которые спонсор может признать для целей налогообложения в размере не более 1% выручки от реализации, относятся затраты:*
- на приобретение или изготовление призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний;
- распространение рекламы о спонсоре с использованием его товарного знака в словесном и изобразительном обозначении на спортивном оборудовании, обмундировании спортсменов во время спортивных соревнований (письмо Минфина России от 27.03.08 № 03-11-04/2/58);
- иные виды рекламы, не входящие в перечень ненормируемых.
Предположим, спонсируемое лицо указало в акте только общую стоимость услуг. При этом договором было предусмотрено, что о спонсоре распространяется как реклама, расходы на которую нормируются, так и реклама, затраты на которую не нормируются. Тогда спонсору всю сумму рекламных затрат придется учесть в качестве нормируемых.
Рекламные расходы должны быть подтверждены первичными документами. Из них должно быть ясно, что понесенные расходы относятся к рекламным. То есть они направлены на формирование и поддержание интереса к компании-спонсору. К таким документам можно отнести маркетинговое исследование, аналитические расчеты, приказ руководителя о проведении рекламной акции и др.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При применении спонсором метода начисления сумма помощи признается в расходах в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ в том отчетном или налоговом периоде, к которому она относится, независимо от времени ее оплаты. То есть после проведения мероприятия и подписания акта сдачи-приемки.*
Чем отличается безвозмездное спонсорство от благотворительности
Законодательство не препятствует тому, чтобы оказывать спонсорскую помощь без каких-либо встречных обязательств, то есть на безвозмездной основе. При этом спонсорская помощь не перестанет считаться таковой. Главное, чтобы средства предоставлялись на проведение мероприятий, указанных в пункте 9 статьи 3 Закона № 38-ФЗ*.
Однако безвозмездный характер спонсорской помощи не означает, что при таких обстоятельствах она становится благотворительной помощью. Согласно Федеральному закону от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ) благотворительная деятельность осуществляется в строго определенных целях, указанных в пункте 1 статьи 2 этого закона. Кроме того, имеются ограничения по организационно-правовой форме организации – получателя благотворительной помощи. Такими получателями не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т. п. (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).*
Таким образом, спонсорская помощь может называться благотворительной деятельностью, только если оказывается некоммерческой организации или физлицу в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ. Если же мероприятие спонсируется безвозмездно и не преследуется цели благотворительности, то имеет место безвозмездное спонсорство.
Налогообложение благотворительности и безвозмездного спонсорства
Налог на прибыль. Расходы в виде безвозмездно переданного имущества и целевых отчислений некоммерческим организациям не принимаются для целей налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ). Ведь они не направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому как благотворительная, так и безвозмездная спонсорская помощь не уменьшают налогооблагаемую прибыль.*
О. Е. Черевадская
Директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»,
победитель Всероссийского конкурса «Лучший аудитор России»