Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 мая 2013 4 просмотра

Наше предприятие является собственником автомашины Мы находимся на ОСНО..Страховая компания выписала счет на оплату премии по полису. ОСАГО и мы его оплатили.Далее страховая компания предоставила нам сам полис и Расчет страховой премии по полису ОСАГО.Этот расчет не содержит никаких реквизитов страховой компании, а только данные о нашем автомобиле, № полиса, срок страхования и сумму страховой премии.Акт выполненных работ они не предоставили, сославшись, что срок страхования авто закончится только через год.Счет-фактуру они не выписали, так как находятся на упрощенке и могут ее не выписывать.Достаточно ли нам только одного расчета страховой премии чтобы ежемесячно в течение года относить на затраты сумму страховой премии.Как правильно должен быть оформлен этот расчет?

Уважаемая Надежда Юрьевна!

В ответ на Ваш вопрос от 17.05.2013г. 

сообщаем следующее: Официальных разъяснений по данному вопросу законодательство не содержит.

Согласно Правилам ОСАГО документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования. Он оформляется страховщиком по соответствующей форме. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности. Бланк расчета страховой премии по полису ОСАГО не имеет унифицированной формы.

Страховые премии являются расходами организации по страховым договорам, которые организация-страхователь уплачивает страховщику.

По нашему мнению, расходы на страхование автомобиля (страховые премии) при расчете налога на прибыль могут быть равномерно включаются в затраты и считаются документально подтвержденными при наличии правильно оформленного договора со страховой компанией, страхового полиса, платежного поручения. В бухгалтерском учете ежемесячно в течение срока действия договора списывайте страховую премию на затраты.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете расходы на страхование автомобиля

Страховая премия

Расходами организации по страховым договорам (как обязательным, так и добровольным) являются страховые премии, которые организация-страхователь уплачивает страховщику (п. 1 ст. 2 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). Обычно стоимость страховой премии равна стоимости страхового полиса. Размер страховой премии по договору ОСАГО определяется страховщиком на основании страховых тарифов и порядка их применения (абз. 3 п. 2 ст. 11 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, ст. 8 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Размеры страховых премий (взносов) по договору добровольного страхования определяются по соглашению сторон (п. 2 ст. 11 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1).

Бухучет

В бухучете расчеты по страхованию автомобиля (как обязательному, так и добровольному) отражаются на счете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Независимо от вида договора затраты, связанные со страхованием автомобиля, относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) (подп. 5, 7 ПБУ 10/99).

На дату уплаты страховой премии отразите в учете выдачу аванса:

Дебет 76-1 Кредит 51
– выплачена страховая премия.

На расчет НДС уплата страховой премии не влияет, поскольку расходы на страхование не облагаются этим налогом (подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Расходы на страхование следует признавать в бухучете с даты вступления страхового договора в силу. Если такая дата договором не предусмотрена, то он считается вступившим в силу в момент уплаты страховой премии. Это следует из статьи 957 Гражданского кодекса РФ.

Если страховой договор заключен на срок, превышающий один месяц, ежемесячно при списании страховой премии на затраты в учете делайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 76-1
– отнесена на расходы стоимость страховой премии за текущий месяц.

Если срок договора страхования не превышает один месяц, то страховую премию включите в состав затрат в том месяце, когда договор страхования вступил в силу (была уплачена страховая премия):

Дебет 20 (26, 23, 44..) Кредит 76-1
– отнесена на расходы стоимость страховой премии по договору страхования;

Если договор страхования действует не с первого числа месяца, сумму списываемых расходов рассчитайте пропорционально количеству оставшихся дней месяца.

Если договор расторгнут, возврат от страховщика части страховой премии отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 76-1
– получена часть страховой премии с учетом фактического срока действия договора.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как отразить при налогообложении расходы на страхование автомобиля. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль: ОСАГО

Расходы на ОСАГО при расчете налога на прибыль относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Налог на прибыль: метод начисления

Если организация применяет метод начисления, то в общем случае затраты на страхование включаются в расходы при расчете налога на прибыль равномерно:
– в течение срока действия договора в отчетном периоде пропорционально количеству календарных дней – если организация платит страховые взносы разовым платежом;
– в течение срока, за который уплачена часть страховой премии (год, полугодие, квартал, месяц) пропорционально количеству календарных дней в отчетном периоде, – если организация платит страховые взносы в рассрочку.

Так поступайте, если договор заключен на срок, превышающий один отчетный период по налогу на прибыль (т. е. месяц или квартал).

Если срок договора не превышает одного отчетного периода по налогу на прибыль, то затраты на страхование включайте в состав расходов при расчете налога на прибыль в момент оплаты.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Если порядок отражения страховых платежей в бухгалтерском и налоговом учете различается, то у организации возникнут временные разницы (п. 12 ПБУ 18/02). Например, такое может произойти, если в налоговом учете расходы признаны в момент оплаты, а в бухучете – в течение отчетного квартала. Как следствие, образуется отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив (п. 15 ПБУ 18/02). В этом случае делайте проводку:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражен отложенный налоговый актив с разницы между расходами на страхование, признанными в бухгалтерском и налоговом учете,

или

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– отражено отложенное налоговое обязательство с разницы между расходами на страхование, признанными в бухгалтерском и налоговом учете.

Отложенный налоговый актив списывайте по мере признания расходов на страхование в налоговом учете. Отложенное налоговое обязательство – по мере признания расходов в бухучете. Поэтому ежемесячно до полного списания расходов на страхование нужно делать проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– списана часть отложенного налогового актива за текущий месяц

или

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– списана часть отложенного налогового обязательства за текущий месяц.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация:Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными

Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:

первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, кассовые чеки и т. д.;

другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

При приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет для подтверждения расходов достаточно кассового чека. Наличие товарного чека в этом случае не обязательно (письмо УФНС России по г. Москве от 9 июля 2009 г. № 17-15/070490). Если организация приобретает товары (работы, услуги) у плательщиков ЕНВД, которые не применяют ККТ, для подтверждения расходов ей понадобятся товарные чеки, квитанции или другие документы, свидетельствующие об оплате. Об этом сказано в письме Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-01-15/9-470.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

18.05.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Корнеева Кристина

.
Ответ утвержден:
ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»
Гранаткин Сергей

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка