Если страхование ответственности перед третьими лицами не является обязательным по нормам законодательства и не прописано как обязательное условие в договоре подряда, то указанные расходы в расчет налога на прибыль не принимаются.
Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»
Ситуация:Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на страхование ответственности организации за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения)
По общему правилу учесть такие расходы при расчете налога на прибыль нельзя. Это объясняется так*.
При расчете налога на прибыль можно учесть расходы на все виды обязательного страхования, а также те виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ*.
Виды обязательного страхования устанавливаются отдельными федеральными законами. Эти законы должны определять условия и порядок осуществления такого страхования. Об этом сказано в пункте 4статьи 3 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.*
Обязательные условия заключения государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения) приведены в Законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Одним из таких условий является предоставление организацией обеспечения исполнения контракта. При этом формами обеспечения могут быть:
- предоставление безотзывной банковской гарантии;
- передача заказчику денежных средств в залог.
Это следует из положений части 4 статьи 29, части 4 статьи 38, части 19 статьи 41.12 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Со 2 августа 2010 года страхование ответственности исключено из состава допустимых форм обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам (подп. «а» п. 7, подп. «а» п. 8и подп. «к» п. 15 ст. 5 Закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ).
Перечень видов добровольного страхования, указанный в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ, также не включает в себя страхование ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора бюджетного учреждения). Воспользоваться положениями подпункта 10 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ организация не может, поскольку в рассматриваемой ситуации такое страхование не является обязательным условием ее деятельности.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Однако из данного правила есть два исключения.
Во-первых, страхование ответственности как мера обеспечения может применяться при заключении государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных частью 34 статьи 65 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ*. В частности, объектов, предназначенных для проведения в 2014 году XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Это следует из положений частей 34–37 статьи 65 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Расходы на страхование ответственности по таким договорам организация вправе учесть при расчете налога на прибыль (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).
Во-вторых, если организация застраховала ответственность по государственному (муниципальному) контракту, заключенному до 2 августа 2010 года (дата вступления в силу изменений, внесенных Законом от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ в порядок обеспечения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам), она вправе учитывать расходы на страхование в прежнем порядке. Это объясняется тем, что внесенные в Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ изменения применяются к отношениям, возникшим после их вступления в силу (ст. 4 ГК РФ).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга