Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 августа 2013 4 просмотра

В ООО с единственным участником по итогам прошлого года выведена чистая прибыль свыше 10 млн.руб.Участник вынес решение забрать эту прибыль в качестве дивидендов, уплатив 9% НДФЛ, все как полагается..Лимит выдачи наличных с кассы 100 тыс. руб. в день, не подходит для обналичивания такой суммы; для перечисления на зарплатную карту тоже многовато...Как передать средсва участнику?Второй вопрос: Может ли участник полученные в таком размере дивиденды использовать на свое усмотрение?Третий вопрос: Как оформить и какие проводки использовать с случае, если участник решил не получать эти дивиденды, а потратить эту чистую прибыль для приобретения спец.техники внутри предприятия?

Уважаемая Мадина Казбековна!

сообщаем следующее: на выплату дивидендов сотрудникам можно расходовать наличную выручку. Специального документа, которым нужно оформить выплату дивидендов учредителям, не предусмотрено. Поэтому можно использовать типовые бланки, которые заполняются при выплате денег из кассы или при перечислении средств на расчетный счет.

Также выплатить дивиденды можно на карту учредителю.

Полученные дивиденды учредитель может расходовать по своему усмотрению.

В ООО решение о расходовании чистой прибыли оформляется протоколом общего собрания участников (п. 1 ст. 28,п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Обязательных требований к протоколу общего собрания участников ООО в законодательстве нет. Но есть реквизиты, которые лучше указать. Это номер и дата протокола, место и дата проведения собрания, вопросы повестки дня, подпись участника.

Если организация направляет чистую прибыль на приобретение имущества (основного средства,), то ее использование отражайте только на субсчетах, открытых к счету 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Корреспонденция счетов для указанного случая в Плане счетов не предусмотрена. Однако в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией к плану счетов (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как документально оформить выплату дивидендов

<…>

Ситуация: как оформить выплату дивидендов учредителям

Специального документа, которым нужно оформить выплату дивидендов учредителям, не предусмотрено. Поэтому можно использовать типовые бланки, которые заполняются при выплате денег из кассы или при перечислении средств на расчетный счет:*

Помимо этого бланк для оформления выплаты дивидендов организация может разработать самостоятельно (п. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: можно ли расходовать на выплату дивидендов сотрудникам наличную выручку

Да, можно.*

Перечень целей, на которые можно потратить средства из кассы, приведен в пункте 2 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У. Организация может расходовать наличную выручку на:*

  • зарплату, стипендии и другие выплаты сотрудникам (в т. ч. социального характера);
  • командировочные расходы;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выплаты, связанные с возвратом товаров, невыполнением работ, неоказанием услуг, которые ранее были оплачены наличными;
  • выплаты страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

Наличные деньги, принятые от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц, на перечисленные цели расходовать нельзя (п. 2 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Это правило касается, в частности, сумм, полученных по посредническим договорам (комиссионная торговля, оплата услуг в пользу операторов мобильной связи).

При этом указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У не содержит требования согласовывать с банком перечень направлений расходования поступивших денег от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как соблюдать лимит расчетов наличными

Максимальный размер

В рамках предпринимательской деятельности максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Это ограничение распространяется на наличные расчеты:*

  • между организациями;
  • между организацией и индивидуальным предпринимателем;
  • между индивидуальными предпринимателями.

Об этом сказано в пункте 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.

Лимит наличных расчетов действует в отношении платежей по одному договору. При этом временные ограничения не установлены. Из этого следует, что организация:

  • не может оплатить наличными весь договор (в т. ч. долгосрочный), если цена, указанная в нем, превышает 100 000 руб. Периодичность платежей и количество платежных документов значения не имеет. Например, при цене договора 110 000 руб. покупатель не вправе рассчитаться с поставщиком наличными, даже если будет вносить деньги в несколько этапов – по 55 000 руб. в течение двух дней;
  • может оплатить наличными несколько договоров с одним контрагентом в течение одного дня, даже если общая сумма по этим договорам превышает 100 000 руб.;
  • может оплатить наличными часть цены договора, не превышающую 100 000 руб., даже если общая цена договора превышает лимит наличных расчетов.

Это следует из пункта 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У и письма Банка России от 4 декабря 2007 г. № 190-Т.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Рекомендация: Как использовать чистую прибыль


Чистую прибыль можно расходовать только по решению собственников организации (участников, акционеров). Это правило распространяется как на ООО (подп. 3 п. 3 ст. 91 ГК РФ), так и на акционерные общества (подп. 4 п. 1 ст. 103 ГК РФ).

Исключение могут составлять расходы, оплачиваемые за счет нераспределенной прибыли текущего года (полученной по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев). Подробнее об этом, например, см. Как начислить премию за счет чистой прибыли.*

Документальное оформление

В ООО решение о расходовании чистой прибыли оформляется протоколом общего собрания участников (п. 1 ст. 28,п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Обязательных требований к протоколу общего собрания участников ООО в законодательстве нет. Но есть реквизиты, которые лучше указать. Это номер и дата протокола, место и дата проведения собрания, вопросы повестки дня, подписи участников.*

Пример оформления протокола общего собрания участников ООО. Решение о расходовании чистой прибыли на выплату дивидендов*

Уставом ООО «Торговая фирма "Гермес"» предусмотрено, что организация выплачивает дивиденды ежеквартально. По итогам I квартала 2013 года чистая прибыль «Гермеса» составила 50 000 руб. На общем собрании участников, которое состоялось 15 апреля 2013 года, было решено направить всю эту сумму на выплату дивидендов. Решение было принято единогласно. По результатам составлен протоколобщего собрания участников.

В акционерном обществе оформляется протокол общего собрания акционеров. От протокола общего собрания участников ООО он отличается тем, что составляется в двух экземплярах и имеет обязательные реквизиты. Они перечислены в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пункте 4.29 Положения, утвержденногоприказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н.

В обществах, созданных единственным учредителем, протоколы общих собраний не оформляются (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗп. 3 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Направления расходования чистой прибыли единственный учредитель определяет своим письменным решением.

Направления расходования

Направления расходования чистой прибыли могут быть обязательными и добровольными (т. е. по решению учредителей).*

<…>

По решению учредителей организация может направить чистую прибыль:*
– на выплату дивидендов;
– на погашение убытков прошлых лет;
– на увеличение уставного капитала;
– на выплату премийматериальной помощи;
– оплату путевок сотрудникам, если оплачиваются путевки, которые приобретает организация, и если организация компенсирует стоимость путевок, которые приобретает сотрудник;
– на финансирование капитальных вложений;
– на другие цели.

Бухучет

<…>

Ситуация: как отразить в бухучете использование чистой прибыли, полученной по итогам года, на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.)

Если организация направляет чистую прибыль на приобретение имущества (основных средств, материалов и т. п.), то ее использование отражайте только на субсчетах, открытых к счету 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Корреспонденция счетов для указанного случая в Плане счетов не предусмотрена. Однако в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией к плану счетов (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).*

Общее сальдо по счету 84 на момент приобретения не меняется. Дело в том, что сами по себе инвестиции за счет чистой прибыли не приводят к уменьшению валюты баланса. Меняется только структура активов. Контролировать наличие и расходование нераспределенной прибыли позволяет аналитический учет по счету 84. То есть в аналитическом учете можно разделять средства, использованные в качестве финансового обеспечения покупки нового имущества, и те средства, которые еще не использованы (письмо Минфина России от 21 марта 2011 г. № 07-02-06/31).

На дату решения об использовании чистой прибыли сделайте проводку:*

Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– направлена чистая прибыль (ее часть) на приобретение имущества.

На дату отражения имущества в бухучете сделайте проводку:

Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли»
– отражено использование чистой прибыли (ее части).

Пример отражения в бухучете использования чистой прибыли, полученной по итогам года, на финансирование капитальных вложений*

В бухгалтерской отчетности ЗАО «Альфа» за 2012 год отражена чистая прибыль в размере 1 000 000 руб. 29 марта 2013 года на общем собрании акционеров «Альфы» было принято решение о распределении части чистой прибыли, полученной за 2012 год. На основании протокола общего собрания акционеров чистая прибыль в размере 500 000 руб. была направлена на финансирование капитальных вложений. 15 апреля 2013 года за счет этих средств организация приобрела производственное оборудование стоимостью 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.).

Для отражения приобретения имущества бухгалтер использует субсчета к счету 84: «Чистая прибыль, подлежащая распределению», «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений».

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.

29 марта 2013 года:

Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль» Кредит 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению»
– 500 000 руб. – направлена часть чистой прибыли на финансирование капитальных вложений.

15 апреля 2013 года:

Дебет 08 Кредит 60
– 300 000 руб. – приобретено производственное оборудование;

Дебет 19 Кредит 60
– 54 000 руб. – учтен «входной» НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 354 000 руб. – перечислены поставщику денежные средства за производственное оборудование;

Дебет 84 субсчет «Чистая прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений»
– 354 000 руб. – отражено использование чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений;

Дебет 01 Кредит 08
– 300 000 руб. – введено в эксплуатацию оборудование;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по производственному оборудованию.

По данным аналитического учета:
– остаток чистой прибыли за 2012 год составляет 500 000 руб. (1 000 000 руб. – 500 000 руб.). Эту сумму учредители могут использовать по своему усмотрению;
– остаток средств в составе чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, составляет 146 000 руб. (500 000 руб. – 354 000 руб.). Эту сумму организация может использовать по целевому назначению.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

26.08.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Шарипкулова Светлана

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Ракова Елена.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка