Однако оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в России регулирует Закон от 22.11.95 г №171-ФЗ. В п. 6 статьи 16 этого Закона сказано, что одним из обязательных условий для организаций, реализующих алкогольную продукцию в городах, является наличие и применение ККТ. Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением данных требований запрещена. Исключение предусмотрено только для розничных продавцов, на которых распространяются общие правила п. 2.1. статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Таким образом, плательщики ЕНВД могут не применять ККТ при торговле в розницу: в городах – пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой; в сельских поселениях – любой алкогольной продукцией.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Ситуация: Может ли плательщик ЕНВД торговать алкогольной продукцией в розницу без применения ККТ
Ответ на этот вопрос зависит от вида алкогольной продукции и места, где ее продает плательщик ЕНВД.
Положениями пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что плательщики ЕНВД вправе не применять ККТ при расчетах наличными с покупателями. По требованию покупателя вместо чека ККТ продавец должен выдать документы, подтверждающие получение денег. Например, квитанцию о приеме наличных денег. При этом никаких исключений для продавцов алкогольной продукции не предусмотрено.
Однако оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в России регулирует Закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. В пункте 6 статьи 16 этого Закона сказано, что одним из обязательных условий для организаций, реализующих алкогольную продукцию в городах, является наличие и применение ККТ. Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением данных требований запрещена (абз. 24 п. 1 ст. 26 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
Исключение предусмотрено только для розничных продавцов, на которых распространяются общие правила пункта 2.1статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (абз. 2, 3 п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
Таким образом, плательщики ЕНВД могут не применять ККТ при торговле в розницу:
- в городах – пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой;
- в сельских поселениях – любой алкогольной продукцией.
Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-11-06/3/271, ФНС России от 10 сентября 2012 г. № АС-4-2/14961, Росалкогольрегулирования от 30 апреля 2013 г. № 8977/03-04 и пункте 13постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 47.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Внимание: за нарушение установленного порядка применения ККТ и розничной продажи алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность.
За неприменение ККТ, а также при отказе в выдаче документов, подтверждающих получение денежных средств, налоговая инспекция может привлечь организацию к административной ответственности постатье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции к административной ответственности организацию может привлечь Росалкогольрегулирование. Меры ответственности – административный штраф с возможностью конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом размер штрафа составляет:
- от 50 000 до 100 000 руб. – для организаций;
- от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц, предпринимателей.
Такой порядок установлен в части 3 статьи 14.16 и части 1 статьи 23.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга