По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) – заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога (п. 1 ст. 7 Закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ).
Оценка вещи, передаваемой в залог, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог (ст. 5 Закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого в настоящее время утверждена Приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н.
Как указано в Законе, предоставление краткосрочных займов гражданам под залог имущества является основным видом деятельности ломбарда. Следовательно, проценты по займу, причитающиеся к получению от граждан, ломбардом учитываются в составе доходов по обычным видам деятельности. Этот процентный доход является основным источником прибыли и объектом налогообложения по налогу на прибыль.
В целях налогообложения прибыли проценты по предоставленному организацией займу признаются в составе внереализационных доходов ежемесячно и на дату погашения основной суммы займа. Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 271 и пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ.
Суммы денежных средств, выданных в качестве займов и полученных обратно в погашение этих займов, не признаются доходами или расходами (подп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, если налог на прибыль по деятельности ломбарда перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога по итогам года выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ). Подробнее об ответственности см. информацию файла ответа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»
1. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»
Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей*.
3. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.
6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.
Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение
Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.*
Статья 7. Договор займа
1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.*
2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.
3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа*.
4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом
1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:
1) сумму предоставленного займа;
2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом* или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Статья 10. Льготный срок по договору займа
1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.*
2. Рекомендация: Как учесть при налогообложении проценты по выданному займу
При налогообложении прибыли проценты, полученные от заемщика, включите в состав внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ).*
Если предоставлен беспроцентный заем, а заемщик и заимодавец являются взаимозависимыми лицами, неполученные доходы в виде процентов организация-заимодавец также должна учесть при расчете налога на прибыль. Подробнее об этом см. Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).
Если организация применяет кассовый метод, доходы отразите в день фактического поступления процентов (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, налоговую базу нужно увеличить в день начисления процентов по условиям договора. При этом необходимо соблюсти следующие условия:
- если по договору заемщик платит проценты более чем за один отчетный (налоговый) период, начисляйте их в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода в течение всего срока действия договора;
- если исполнение обязательства по договору зависит от стоимости (или иного значения) базового актива, а в период действия договора проценты начисляются по фиксированной ставке, то обратите внимание на следующую особенность. Проценты по фиксированной ставке начисляйте в последний день каждого месяца отчетного (налогового) периода, а проценты, фактически полученные исходя из сложившейся стоимости (иного значения) базового актива, – на дату исполнения обязательства;
- если договор займа прекращен в течение календарного месяца, проценты нужно начислить и включить в состав доходов в последний день действия договора.
Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 271 и пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета налога на прибыль с процентов по выданному займу
22 июня 2014 года ЗАО «Альфа» выдало менеджеру А.С. Кондратьеву денежный заем в сумме 36 600 руб. под 7 процентов годовых. Срок возврата займа и процентов по нему – 6 августа 2014 года. Сумма процентов по займу составляет 316 руб. (36 600 руб. ? 7% : 365 дн. ? 45 дн.). Организация рассчитывает налог на прибыль ежеквартально, применяет метод начисления.
Срок действия договора охватывает два отчетных периода. Поэтому сумму процентов за июнь 2014 года бухгалтер «Альфы» рассчитал отдельно:
36 600 руб. ? 7% : 365 дн. ? 8 дн. = 56 руб.
Эта сумма учитывается при расчете налога на прибыль за первое полугодие 2014 года. При расчете налога на прибыль за девять месяцев налоговая база увеличится на сумму процентов, начисленных за июль и август 2014 года.
За июль:
36 600 руб. ? 7% : 365 дн. ? 31 дн. = 218 руб.
За август:
36 600 руб. ? 7% : 365 дн. ? 6 дн. = 42 руб.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль (метод начисления) учесть проценты по займу, выданному на срок более одного отчетного периода. Договор расторгли досрочно, а потому размер процентов уменьшается
При расчете налога на прибыль проценты, полученные от заемщика, учитываются в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, налоговую базу необходимо увеличить в день начисления процентов согласно условиям договора. При этом если условиями договора предусмотрено, что заемщик платит проценты более чем за один отчетный период, то их следует начислять ежемесячно в течение всего срока действия договора по ставке, действующей на конец каждого месяца. Начисленные проценты увеличивают налоговую базу того отчетного периода, к которому они фактически относятся. Это следует из совокупности положений пункта 6 статьи 271 и пункта 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ.
В течение срока действия договора указанный порядок учета процентов не изменяется и в том случае, когда сторонами сделки предусмотрена возможность изменения процентной ставки. Например, ее понижение при досрочном возврате долгового обязательства. Это подтверждает и Минфин России в письме от 23 июня 2010 г. № 03-03-06/1/426.
Однако по факту возникновения такого обстоятельства, то есть на момент расторжения договора (возврата долга), организация вправе пересчитать начисленные за весь период действия договора проценты по новой ставке (п. 6 ст. 271, п. 4 ст. 328 НК РФ). Поскольку процентная ставка снизилась, то в налоговом учете организации образуется излишне начисленная сумма процентов, которая привела к излишней уплате налога на прибыль. Эту сумму можно учесть в составе внереализационных расходов на дату расторжения договора (п. 1 ст. 54, подп. 20 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Обязанности по корректировке налоговой базы путем подачи уточненных деклараций по налогу на прибыль за прошлые отчетные периоды у организации не образуется.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/179.
По займам в натуральной форме (товарным кредитам) проценты могут быть установлены как в денежной, так и в натуральной форме. Размер процентов в натуральной форме при расчете налога на прибыль определите исходя из договорной стоимости переданного имущества или по его рыночной цене, если она отличается от договорной (п. 5 ст. 274 НК РФ). Подробнее см. Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).
Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет
Внимание: если неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122, 123 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 199, 199.1 УК РФ).
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Если организация не уплатит налог, выступая в роли налогового агента, то штраф составит 20 процентов (ст. 123 НК РФ).
Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*
Если причиной неуплаты налога является грубое нарушение правил бухучета (неправильное его начисление), суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в размере от 2000 до 3000 руб. может быть взыскан, если сумма налога искажена не менее чем на 10 процентов (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ. При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации, но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.*
Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату налога, который был отражен в декларации, но не перечислен в бюджет
Нет, нельзя.
Состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ, включает в себя неуплату налога в результате:*
- занижения налоговой базы;
- иного неправильного исчисления налога;
- других неправомерных действий (бездействия).
Исходя из буквального толкования данной нормы, несвоевременную уплату налога, отраженного в налоговой декларации, можно квалифицировать как неправомерное бездействие организации. В связи с этим несвоевременное погашение задолженности по начисленным налогам некоторые налоговые инспекции рассматривают именно как бездействие организаций и привлекают их к ответственности за неуплату налога.
Однако арбитражные суды толкуют положения статьи 122 Налогового кодекса РФ иначе. Они исходят из того, что ответственность по этой статье применяется лишь в тех случаях, когда организация неправильно начислила налог. Такая позиция основана на положениях пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которым неуплата или неполная уплата налога означает возникновение задолженности перед бюджетом в результате совершения действия (бездействия), предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса РФ. Несвоевременная уплата налога (т. е. непринятие мер к погашению уже возникшей задолженности) состава правонарушения не образует. За нарушение сроков уплаты начисленных налогов, отраженных в декларациях, законодательством предусмотрено только начисление пеней (п. 2 ст. 57 НК РФ).
Правомерность такого вывода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г. № 15162/06, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2011 г. № КА-А40/4149-11).
Санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ, могут быть применены, если организация подает уточненную декларацию, в которой отражено увеличенное налоговое обязательство. В этом случае базой для расчета штрафа будет сумма дополнительно начисленного налога. Например, организация сдала декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет отражена в размере 10 000 руб. Не перечислив в бюджет эту сумму, организация подала уточненную декларацию, в которой отразила налог к уплате в размере 12 000 руб. В такой ситуации штраф за неуплату налога инспекция должна рассчитать исходя из разницы между первоначально заявленными и уточненными налоговыми обязательствами. То есть база для начисления штрафа равна 2000 руб. (12 000 руб. – 10 000 руб.). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
29.10.2014 г.