Решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если сверка проводилась).
При этом передача акта сверки через спецоператора по телекоммуникационным каналам связи (если документ заверен усиленной квалифицированной подписью), он признается переданным в электронном виде в тот день, который зафиксирован спецоператором в подтверждении даты отправки. По сути подтверждение спецоператора – это аналог почтового штемпеля, который проставляется на описи вложения или на конверте, когда документы пересылаются по почте. И то и другое свидетельствует о дате, когда документ был отправлен получателю.
При этом для проведения зачета необходимо решение налоговой инспекции.
Таким образом, направленный по ТКС акт сверки может являться доказательством того, что налоговый орган признал переплату по земельному налогу (соответственно, зачет должен был быть проведен в течении 10 следующих рабочих дней). Поэтому бездействие инспекции и непроведение зачета налогоплательщик может оспорить в вышестоящем налоговом органе или в суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Как рассчитать земельный налог
Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:
- кадастровую стоимость земельного участка;
- налоговую ставку.
Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.
Кадастровая стоимость
При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Кто должен платить земельный налог.
Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога
Возможны следующие варианты получения такой информации.
Во-первых, можно обратиться (лично или по почте) в территориальное отделение Росреестра с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра. Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.
Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра. Об этом сказано впункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.*
Внимание: определять величину кадастровой стоимости, необходимой для расчета земельного налога, организация должна самостоятельно (п. 3 ст. 391 НК РФ). Поэтому во избежание ошибок отслеживайте изменение кадастровой стоимости на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).*
Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась
Ответ на этот вопрос зависит от причины изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Причинами изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть:*
- ошибки, допущенные органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении государственного кадастра недвижимости.
- перевод земли из одной категории в другую (например, если земли сельхозназначения переводятся в земли промышленности);
- изменение вида разрешенного использования земельного участка;*
В первом случае порядок расчета земельного налога зависит от того, за какой период исправляются ошибки, допущенные при оценке земли или при ведении государственного кадастра недвижимости.
Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в этом же году, измененную кадастровую стоимость нужно применять с 1 января текущего года (письмо ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).
Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.
При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.
Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы*. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды, подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм.*
Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21, ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).
Во втором и в третьем случаях (при изменении категории земли или вида разрешенного использования участка) измененную кадастровую стоимость нужно учитывать при расчете земельного налога только со следующего года независимо от увеличения или уменьшения этого показателя. Налоговая база текущего года, определенная исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, в течение года не пересчитывается. Это следует из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 и № 03-05-04-02/21, от 29 января 2009 г. № 03-05-06-02/05.
Главбух советует: есть факторы, позволяющие пересчитывать налоговую базу по земельному налогу при уменьшении кадастровой стоимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Они заключаются в следующем.
Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.
Расчет налога
Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года, используйте формулу:
Земельный налог | = | Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) | ? | Ставка земельного налога* |
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация:Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)
Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:
- организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и зачитывает ее в счет имеющихся недоимок или в счет предстоящих обязательных платежей в бюджет;
- организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и возвращает возникшую переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
- излишняя сумма налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) была принудительно взыскана с организации налоговой инспекцией.
Оповещение о переплате
Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.
Если переплату обнаружила налоговая инспекция, то в течение следующих 10 рабочих дней она должна письменно известить об этом организацию (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма извещения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.
Зачет в счет недоимки
Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Решение о том, в счет какой недоимки засчитывается переплата, инспекция может принять самостоятельно. Однако организация вправе обратиться в инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет недоимки по конкретному налогу (сбору, пеням, штрафу). Инспекция может пойти ей навстречу и предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом. Тогда решение оформляется по-другому.
В любом случае решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки должно быть принято в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
- со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если такое заявление подавалось);
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если сверка проводилась);
- с момента вступления в силу решения суда (если организация добилась зачета через суд).
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Зачет в счет предстоящих платежей
Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. По заявлению организации такое решение принимает налоговая инспекция. Предварительно инспекция тоже может назначить сверку расчетов с бюджетом.
Заявление о зачете
Типового образца заявления о зачете нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Заявление можно подать:
- на бумажном носителе за подписью представителя организации;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
В заявлении о зачете необязательно указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). Таким способом можно воспользоваться, если на момент подачи заявления сумма недоимки, в счет которой предполагается зачет, еще не определена (например, если заявление о зачете подано до составления налоговой декларации). После того как размер недоимки станет известен, на ее погашение будет направлена вся сумма имеющейся переплаты.*
Главбух советует: если организация планирует зачесть переплату в счет текущих платежей по другому налогу, заявление о зачете подайте заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до последнего срока уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату. В противном случае организации могут быть начислены пени.
При проведении зачета обязанность по уплате налога признается исполненной со дня вынесения налоговой инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь такое решение инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения от организации заявления о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если организация подаст заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), инспекция может не успеть произвести зачет. В таком случае у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ). Если решение о зачете будет принято своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), оспорить пени не удастся: действия инспекции соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.
Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).
Ограничения на зачет
По общему правилу зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов соответствующей группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Налоги, которые относятся к той или иной группе, перечислены в статьях 13–15Налогового кодекса РФ. При этом ЕСХН, единый налог при упрощенке и ЕНВД признаются федеральными налогами (п. 7 ст. 12 НК РФ). Возможность зачета не зависит от нормативов распределения налогов между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Например, переплату по НДС можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль или в счет ЕНВД. Такой же порядок распространяется и на пени, начисленные по соответствующим налогам. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-02-07/1-401, от 4 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-363.
Ситуация: возможен ли зачет между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента
Нет, невозможен.
По общему правилу зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов соответствующей группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Однако данный порядок не применяется при зачете налогов в рамках одной группы (например, федеральных), которые организация перечисляет в бюджет и в качестве налогоплательщика, и в качестве налогового агента. Например, переплату по НДС нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ, который организация как налоговый агент удерживает из доходов своих сотрудников. Равно как и НДФЛ, излишне удержанный и перечисленный в бюджет, нельзя зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. Такой позиции придерживается Минфин России в письмах от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-543, от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие требовать от налоговой инспекции проведения зачета между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента. Они заключаются в следующем.
Положения статьи 78 Налогового кодекса РФ в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому организация вправе зачесть переплату по налогу, уплаченному ею как налогоплательщиком, в счет недоимки по налогу, удержанному ею из доходов контрагентов. Общая сумма поступлений в бюджет по группе начисленных федеральных налогов в результате зачета не изменится. Однако, если организация будет настаивать на зачете, скорее всего, ей придется отстаивать свою точку зрения в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие право на зачет между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2011 г. № А56-3707/2011, Московского округа от 4 мая 2010 г. № КА-А40/4125-10)
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация:Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией
Порядок проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установленпунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Сверка проводится с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.
Обязательное проведение сверки
В обязательном порядке сверка проводится в следующих случаях:
- при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации);
- по инициативе организации;
- ежеквартально коммерческими организациями – крупнейшими налогоплательщиками.
Сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, взносов), пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Порядок проведения сверки в каждом случае, приведенном в пункте 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, имеет свои особенности.
Ситуация: обязана ли организация при составлении отчетности проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией
Нет, не обязана.
Пунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, установлен порядок проведения сверки. В нем приведены случаи, когда сверка проводится обязательно. Сверка при составлении отчетности в нем не указана.
Если есть необходимость сверить налоговые платежи за отчетный (налоговый) период, обратитесь в налоговую инспекцию с заявлением. В этом случае налоговая инспекция обязана провести сверку (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Общий порядок оформления сверки
Результаты сверки инспекторы оформляют актом, который может быть передан организации одним из следующих способов:
- передан руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
- направлен по почте заказным письмом;
- передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.*
Об этом сказано в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Порядок направления акта по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781. Акт считается принятым, когда в налоговую инспекцию от организации поступит извещение о получении электронного документа. Это следует из положений пункта 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781.
Форма акта утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Первый разделпредназначен для краткой сверки, а второй раздел – для более подробной.*
По данным лицевого счета организации представитель налоговой инспекции заполняет первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 регламента, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). В нем будут отражены только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.
Если расхождений с данными организации нет, срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются дни на доставку акта по почте. Представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Такие правила установлены в пункте 3.1.2регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Если показатели расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В этом случае инспектор заполняет второй раздел акта сверки (приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). После уточнения данных заполняется первый раздел акта сверки с учетом изменений на текущую дату. Такие правила установлены в пунктах 3.1.4 и 3.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Первый экземпляр акта сверки (первый раздел) вручается организации, второй с подписью представителя организации остается в налоговой инспекции. Акт сверки (первый раздел) может быть отправлен по почте. В этом случае к нему прилагается уведомление, из которого следует, что организация должна отправить подписанный акт в инспекцию. Такие правила изложены в пунктах 3.1.3, 3.1.7, 3.1.8регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.*
Ситуация: можно ли не подписывать акт сверки, если организация не согласна с данными налоговой инспекции
Да, можно.
Если организация не согласна с данными налоговой инспекции, она может не подписывать акт сверки. Обязанность организации подписывать этот документ в Налоговом кодексе РФ не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Поэтому, если организация приняла такое решение, это не должно привести в дальнейшем к ущемлению ее прав. В частности, не может препятствовать регистрации в другой налоговой инспекции по новому местонахождению организации.
Такое решение принял суд в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2005 г. № 4083/05.
Инициатива организации
Налоговая инспекция обязана по заявлению организации провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Заявление о проведении сверки можно принести в инспекцию лично или прислать по почте. В первом случае на втором экземпляре заявления инспектор проставит отметку о принятии. Об этом сказано в пункте 3.4.1 регламента, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки (первый раздел). На нем расписываются представители организации и налоговой инспекции. Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, об этом инспекторы сообщают в уведомлении. Такие правила установлены пунктами 3.4.3–3.4.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.*
На следующий рабочий день после составления акта совместной сверки инспекция обязана направить его организации по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1НК РФ).
Ситуация: как поступить, если налоговая инспекция отказывает в проведении сверки расчетов по налогам
Налоговая инспекция обязана по заявлению организации провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Если права организации не соблюдаются, подайте жалобу в региональное налоговое управление. Сделать это можно в течение одного года со дня, когда организация узнала об отказе в проведении сверки (п. 1 ст. 139 НК РФ). В таком же порядке можно обжаловать отказ налоговой инспекции в предоставлении информации о расчете пеней, начисленных организации. Аналогичная точка зрения отражена вписьме Минфина России от 1 октября 2008 г. № 03-01-03/5-113.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Рекомендация:В каких случаях сдавать налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи
Один из способов сдать налоговую отчетность – это переслать ее по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При использовании этого способа датой сдачи отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки. Об этом сказано в абзацах 1 и 3 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, пункте 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Электронные форматы налоговой отчетности утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). При передаче налоговой отчетности по ТКС руководствуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398.
Передача отчетности по каналам связи освобождает организацию от представления документов на бумаге (п. 6 раздела I Порядка, утвержденного приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Однако, если организации требуются заверенные инспекцией бумажные экземпляры отчетности, сданной в электронном виде (для предъявления в банк, аудиторам и т. п.), инспекция обязана распечатать полученную отчетность и поставить отметку о приеме (п. 219 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).
Способы сдачи через ТКС
Существует два способа сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи:
– через спецоператора;
– напрямую через сайт налоговой службы.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга