Важно отметить, что стоимость аренды согласовывается сторонами и указывается в договоре аренды. В том случае, если цена сделки, значительно выше или ниже цен в сопоставимых сделках, заключенных между невзаимозависимыми лицами, налоговые органы могут проконтролировать соответствие стоимости услуг по аренде ее рыночному уровню. При этом стороны сделки должны являться взаимозависимыми лицами, а сделка признаваться контролируемой. При аренде имущества у руководителя, который является единственным учредителем, стороны являются взаимозависимыми лицами. Для признания сделки контролируемой необходимо соблюдения лимита доходов за год – свыше 60 млн.руб. В том случае, если сделка будет признана контролируемой, налоговые инспекторы при проверке могут проконтролировать соответствие стоимости услуг по аренде стоимости данных услуг, которая устанавливается в сопоставимых сделках между невзаимозависимыми лицами. Если при проверке будет установлено, что стоимость услуг по аренде имущества у учредителя отличается от ее рыночного уровня, то у организации будет произведена корректировка налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Важно отметить: если сделка не отвечает признакам контролируемой, при наличии достаточных оснований налоговые инспекторы могут признать сделку контролируемой на основании только взаимозависимости сторон, если стороны искусственно создают условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: можно ли организации-арендатору заключить договор аренды имущества с гражданином
Да, можно.
Положения Гражданского и Налогового кодексов РФ этому не препятствуют. Однако гражданину нужно доказать, что имущество, которое он сдает в аренду, принадлежит ему на праве собственности* или ему доверено сдавать его в аренду (например, путем предоставления документов, подтверждающих право собственности). Такой вывод позволяет сделать статья 608Гражданского кодекса РФ.
Эту позицию подтверждает и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 3 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/231).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Ситуация: может ли договор аренды имущества быть подписан одним и тем же человеком как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора, если организация арендует имущество у своего руководителя
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Да, может.
Требования законодательства при этом не нарушаются. Человек не может заключить договор сам с собой, в том числе как представитель другого гражданина или организации* (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Однако на законного представителя организации – ее руководителя это требование не распространяется.*
В соответствии с требованиями гражданского законодательства России организацию в сделках, как правило, представляет ее руководитель, действующий на основании устава. Поэтому организация через своего руководителя может приобретать права и выполнять обязанности*. Такой вывод следует из статьи 53 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, руководитель организации, заключая сделки (например, договор аренды) от ее имени, не выступает как самостоятельный участник гражданских правоотношений. То есть считается, что договор заключила организация.* Аналогичные выводы содержит арбитражная практика (см., например, определения ВАС РФ от 19 декабря 2007 г. № 14573/07, от 18 января 2007 г. № 16517/06, постановления Президиума ВАС РФ от 11 апреля 2006 г. № 10327/05 и от 1 ноября 2005 г. № 9467/05, постановления ФАС Московского округа от 1 февраля 2008 г. № КГ-А40/14593-07 и от 10 июля 2007 г. № КГ-А40/4605-07, Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А65-13887/2006).
Поэтому, если организация выступает арендатором имущества своего руководителя, руководитель может подписать договор аренды как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора.*
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Рекомендация:Как арендатору отразить при налогообложении арендные платежи. Организация применяет общую систему налогообложения
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на аренду имущества, используемого в предпринимательской деятельности, относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией* (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для учета в налоговой базе такие расходы должны быть:*
- документально подтверждены (например, актом об оказании услуг, если такой документ составляется);
- экономически обоснованы и направлены на получение дохода.
Это следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Затраты на аренду имущества обслуживающих производств и хозяйств учитывайте обособленно (ст. 275.1 НК РФ). Затраты на аренду объектов непроизводственного назначения при расчете налога на прибыль не учитывайте. Связано это с тем, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). То есть связаны с производственной деятельностью организации.
В договоре аренды может быть предусмотрена плата (отступное) за досрочное расторжение договора (ст. 409 ГК РФ). Такой вид платежа к арендной плате, учитываемой в расходах на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, не относится. Однако это не означает, что его нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Сумму отступного признайте в расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 мая 2012 г. № 03-03-06/2/61.
Дата признания расходов
Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов по арендной плате является:*
- либо дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- либо дата предъявления организации документов, служащих основанием для расчетов;
- либо последний день отчетного или налогового периода.
Эти варианты предусмотрены в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Так как признание арендной платы при методе начисления не зависит от факта оплаты, перечисленный арендодателю аванс включать в состав налоговых расходов не нужно* (п. 1 ст. 272 НК РФ). В расходы включите ту часть аванса, которая относится к уже оказанной услуге.
Если организация применяет кассовый метод, то расходы по полученному в аренду имуществу нужно отразить в том отчетном периоде, в котором фактически перечислена оплата за полученные услуги (п. 3 ст. 273 НК РФ). Если в счет арендной платы выдан аванс, то его сумму не относите на уменьшение налогооблагаемой прибыли (п. 3 ст. 273 НК РФ, письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
4. Рекомендация:Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)
По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора* (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон* (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной*. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Что такое рыночная цена
В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена* (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:*
- если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
- если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
- если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
- если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
- если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.
Взаимозависимые лица
Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами* (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.*
Принцип сопоставления доходов
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы*. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).
Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях* (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо.* Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:*
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:
- общедоступные российские и иностранные печатные издания;
- общедоступные информационные системы;
- официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:*
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов* (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.
Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
5. Ситуация: Признаются ли контролируемыми сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет упрощенку
Да, признаются, если суммарный годовой доход по этим сделкам превышает установленные стоимостные ограничения.
По общему правилу сделки между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых освобождена от уплаты налога на прибыль, признаются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам превышает 60 млн руб.* Это следует из положений подпункта 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать доходы обоих контрагентов по всем сделкам, совершенным этими лицами друг с другом за год.* Для организаций на упрощенке это возможно, если, например, доход от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому контрагенту составит 50 млн руб., а стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у этого контрагента, – 20 млн руб. О совершении таких сделок каждый из их участников обязан информировать налоговую службу (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
В то же время если сумма доходов, полученных организацией на упрощенке, превысит 60 млн руб. (без учета коэффициента-дефлятора), то она потеряет право применять спецрежим и должна будет перейти на общую систему налогообложения. В этом случае оценивать контролируемость сделок нужно по другому критерию. Сделки между взаимозависимыми организациями – плательщиками налога на прибыль признаются контролируемыми, если суммарный годовой доход по ним превышает 1 млрд руб.* (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Поэтому в рассматриваемой ситуации информировать налоговую службу о совершении контролируемых сделок нужно в следующем порядке:*
1) организация на упрощенке сохранила за собой право применять спецрежим до конца года. То есть величина полученных ею доходов за 2014 год не превысила 64 020 000 руб. В этом случае сообщать о контролируемых сделках нужно, если суммарный годовой доход по ним превысил 60 млн руб. Например, если доход от реализации товаров зависимому контрагенту составил 40 млн руб., а стоимость товаров, приобретенных у этого же контрагента, составила 21 млн руб.;
2) организация на упрощенке утратила право на применение спецрежима. В этом случае возможны два варианта:
- если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно обо всех сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами за календарный год (включая сделки, совершенные в периоде применения упрощенки);
- если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями не превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно только о тех сделках, которые были совершены в периоде применения упрощенки. Например, в первом полугодии организация на упрощенке реализовала товары взаимозависимому контрагенту на сумму 50 млн руб. В том же периоде она приобрела у этого контрагента товары стоимостью 40 млн руб. То есть суммарный доход по сделкам за полугодие с взаимозависимым лицом превысил 60 млн руб. За девять месяцев общий объем доходов организации нарастающим итогом с начала года превысил 64 020 000 руб. При этом объем выручки от реализации товаров взаимозависимому контрагенту достиг 170 млн руб., а стоимость приобретенных у него товаров составила 155 млн руб. В таких условиях с начала III квартала организация теряет право на применение упрощенки и при формировании уведомлений о контролируемых сделках должна ориентироваться на миллиардный стоимостной критерий. Однако о сделках с взаимозависимым контрагентом, которые были совершены в первом полугодии (суммарный доход 90 млн руб.), организация должна проинформировать налоговую службу независимо от того, достигнет ли годовой суммарный доход 1 млрд руб.
Следует отметить, что использование в контролируемых сделках цен, не соответствующих рыночному уровню, может повлечь за собой дополнительное начисление налогов. При этом доначислены могут быть только те налоги, которые названы в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ: НДС, НДПИ, налог на прибыль и НДФЛ. Поскольку единого налога при упрощенке в этом перечне нет, при занижении цены сделки пересчет налоговой базы у участника, применяющего упрощенку, не производится.*
Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
6. Статья: Кто проверит цену, если сделка не признана контролируемой
Контролируемые
Напомним, что к контролируемым сделкам относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами, цены в которых налоговики вправе проверить на соответствие рыночным*( ст. 115.14 Налогового кодекса РФ ). Это сделки, сумма доходов по которым превысила за год 100 млн руб.*, если среди участников сделок или их совокупности есть как плательщики ЕНВД или ЕСХН, так и лица, не уплачивающие эти налоги. Если сумма доходов по договорам превысила за год 60 млн руб., при этом:*
- одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и исчисляет его по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое;
- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль;
- одна из сторон сделки применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в связи с тем, что является участником проекта «Сколково»;
- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны.
Норма применяется с 1 января 2014 года ( п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ ).
По остальным сделкам с взаимозависимыми лицами сумма доходов для признания их контролируемыми должна превысить 2 млрд руб. за год. Контролируемыми сделками также являются сделки, совершаемые при посредничестве формально не взаимозависимых фирм. Но при этом они не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов. Для возможности контроля этих сделок лимит не установлен.
Прочие
Все остальные сделки с взаимозависимыми лицами к контролируемым не относятся. Это сделки из числа вышеназванных, если:*
- они заключены между предприятиями, зарегистрированными в одном субъекте РФ. И эти предприятия не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и не имеют убытков ( п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ );
- годовой доход по ним не превысил установленных лимитов.*
Кроме сделок купли-продажи к таким сделкам можно отнести сделки дарения и мены (бартерные).
Когда нужно корректировать цену
Цены по таким сделкам не контролируются, но при этом их нельзя признать и рыночными. Безоговорочно рыночными признаются только цены в сделках между невзаимозависимыми лицами,* но мы в этой статье такие сделки не рассматриваем. Если сделки происходят между взаимозависимыми, то статьей 105.3 Налогового кодекса РФ установлены общие положения о налогообложении в таких сделках.* Эти положения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС.
В случае если условия этих сделок отличаются от установленных в сопоставимых сделках, совершаемых между невзаимозависимыми лицами, то налоги рассчитываются исходя из доходов (прибыли, выручки), которые предприятие могло бы получить в сделке со сторонним контрагентом. В случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным, по истечении календарного года предприятие вправе произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов* ( п. 6 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ ). Эти корректировки могут производиться одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль. Если они касаются НДС и НДПИ, то отражаются в уточненных налоговых декларациях, представляемых одновременно с декларацией по налогу на прибыль. Выявленная сумма недоимки должна быть погашена не позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период. При этом с момента возникновения недоимки до ее погашения пени не начисляются.
Кто проверяет
По мнению чиновников, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом «вытянутой руки».
Arm’s length principle, или «принцип вытянутой руки» – совокупность правил, применяемых к налогообложению связанных между собой компаний. Такие компании могут устанавливать в сделках между собой трансфертные цены, отличные от рыночных, для снижения налоговых выплат. Согласно этому принципу расчета налогов цены пересчитываются к рыночным значениям, как если бы компании были независимы*.
В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых (в том числе при реализации продукции, товаров (работ, услуг*), по товарообменным (бартерным) операциям, при реализации продукции, товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, при передаче права собственности на предмет залога, при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки возможно применение метода сопоставимых рыночных цен и других.* На это указала ФНС России в своем письме от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», № 1, ЯНВАРЬ 201
7. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 октября 2012 года N 03-01-18/8-145 «О применении положений статьи 105_3 Налогового кодекса Российской Федерации»
Нормы пункта 1 статьи 105_3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" при определении цен в сделках для целей налогообложения.* При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом "вытянутой руки".*
В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105_1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105_14 Кодекса.*