Формирование расходной части при расчете ЕСХН во многом схоже с тем, которое применяется при расчете единого налога при УСН. Многие разъяснения официальных лиц, относящиеся к спецрежиму УСН, могут применяться и для ситуаций, связанных с расчетом ЕСХН.
Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Если организация проводит спецоценку за счет собственных средств, то такие расходы включаются в себестоимость продукции.
В том случае, если организация получила разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, в бухгалтерском учете нужно отразить поступление средств специального финансирования.
Средства, полученные из ФСС России на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний налоговую базу по ЕСХН не увеличивают.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога
Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:
— экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
— документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
— оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
— поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.
Перечень расходов
Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке*. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:
— расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
— расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
— сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:
— по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
— по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Кроме того, существуют отдельные виды расходов, которые законодательство позволяет учитывать только при применении одного из этих налоговых режимов.
В отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация вправе учитывать*:
1) расходы на обеспечение мер техники безопасности и расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории организации (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):
— транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
— основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
— товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
— другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
— рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
— ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;
3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
8) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. При этом неважно, засеяна земля сельхозпродукцией или нет (подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, письмо Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154);
9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
12) расходы в виде потерь:
— от падежа птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
— от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением правительства РФ от 10 июня 2010 г. № 431 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Потери, вызванные чрезвычайными ситуациями, по этой статье расходов не учитываются;
13) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (подп. 43 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать*:
1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
Из рекомендации «Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога»
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда
Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. В частности, это подразумевает и проведение специальной оценки условий труда*. Об этом сказано в статье 212 Трудового кодекса РФ. Специальную оценку условий труда обязаны проводить все организации.
Бухучет
Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний*.
Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации, в учете сделайте проводку:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70...)
– учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.
Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, а также Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 70, 76).
Пример отражения в бухучете расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма
ОАО «Производственная фирма "Мастер"» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.
На 2014 год установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).
В июне 2014 года организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.
Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. ? 1%).
В июне 2014 года организация получила разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Размер финансирования составил 7000 руб. В этом же месяце организация провела специальную оценку условий труда на сумму 7000 руб. (без учета НДС). Стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
15 июля 2014 года бухгалтер представил в ФСС России по месту учета организации ведомость по форме 4-ФСС РФ и отчет об использовании страховых взносов с приложением подтверждающих документов.
В июне 2014 года бухгалтер «Мастера» сделал в учете следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 70
– 1 250 000 руб. – начислена зарплата за июнь 2014 года;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
– 12 500 руб. – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь 2014 года;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 86
– 7000 руб. – получено разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
– 7000 руб. – уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов;
Дебет 86 Кредит 98-2
– 7000 руб. – отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 7000 руб. – признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
УСН
Ситуация: можно ли организации, применяющей упрощенку и уплачивающей единый налог с разницы между доходами и расходами, учесть расходы на проведение специальной оценки условий труда
Нет, нельзя. И вот почему.
Подобные затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываются при расчете единого налога при упрощенке* (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому налоговую базу по этому налогу расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда, не уменьшают.
Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551 и от 18 февраля 2013 г. № 03-11-06/2/4248.
Главбух советует: есть основания, позволяющие организации на упрощенке учесть при расчете единого налога расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда*. Они заключаются в следующем.
Данные затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Объясняется это так. К материальным расходам относятся, в частности, работы (услуги) по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
При этом нормативной основой проведения специальной оценки условий труда считаются стандарты системы безопасности труда (ГОСТы), санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и другие документы. Поэтому при наличии такого требования к деятельности организации расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.
Стоит отметить, что аналогичной точки зрения ранее придерживались и специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 22 июля 2005 г. № 03-11-04/2/31). Однако, учитывая более поздние разъяснения Минфина России, в случае если организация включит затраты на проведение специальной оценки в состав расходов, свою позицию ей, скорее всего, придется отстаивать в арбитражном суде.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда»
3. Рекомендация:Нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Нет, не нужно.
При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:
— выручку от реализации (ст. 249 НК РФ);
— внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме* (ст. 41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12?14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.
При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются* (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов*.
Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г. № 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Подобные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568. Несмотря на то что это письмо касается организаций, которые применяют общую систему налогообложения, вывод, сделанный в нем, справедлив и для организаций на упрощенке (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения региональных отделений ФСС России* (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.
При этом уменьшать налоговую базу по единому налогу на сумму расходов, которые финансирует ФСС России, нельзя* (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если ранее организация учла их при расчете единого налога, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать, нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование*. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете единого налога при упрощенке (с объектом налогообложения доходы за минусом расходов), поступила правомерно (не допустила ошибки).
Любовь Котова,
заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России