Такое изменение связано только исключительно с приведением устава в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ.
С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, которая предусмотрела деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФ, подп. «г» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Иными словами, у акционерных общество после приведения устава в соответствие поменяется только аббревиатура организационно-правовой формы. Остальные реквизиты остались прежними (ИНН, ОГРН, КПП и т.д.), поскольку такая переквалификация реорганизацией не является. Следовательно, после того, как Ваши контрагенты приведут в устав в соответствие с Требованиями ГК РФ в их интересах уведомить Вашего общество об изменении организационно-правового статуса по документам. В Вашем случае изменять контрагентов не нужно, делать с ним сверку расчетов так же не нужно в результате таких изменений.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист
Рекомендация:Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года
Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные
Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФ, подп. «г» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО.
В частности, с 1 сентября 2014 года изменились:*
- критерий деления акционерных обществ;
- права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.
Критерий деления АО на публичные и непубличные
В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):
- его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
- устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.
Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):*
- акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
- нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
- акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.
На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.
Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ
Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.
Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:*
- требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
- необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
- вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ);
- нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
- необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ);
- объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
- нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).
В свою очередь, участники непубличного общества вправе:
- определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
- изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
Примеры положений, которые можно изменить уставом непубличного общества
Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.
Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее – наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее – правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников. Правда, на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий:
- вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции;
- реорганизовывать или ликвидировать общество;
- определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия;
- определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
- увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
- утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.
Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции осуществляет наблюдательный совет.
В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.
В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.
В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.
В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.
В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.
В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.
Кроме того, участники непубличного общества вправе включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это прямо разрешает закон.*
- требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ);
- ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
старший эксперт ЮСС «Система Юрист