Да, эти сроки урегулированы.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки должно быть вручено представителю организации под подпись одновременно с актом налоговой проверки.
Кроме того, организация вправе заранее ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Для этого надо подать в инспекцию соответствующее заявление. Контролеры обязаны предоставить доступ к запрашиваемым материалам не позже чем за два рабочих дня до того, как они начнут их рассматривать.
Инспекция не обязана принимать итоговое решение непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки в присутствии представителей организации. Она вправе сделать это и в последующие дни. При этом извещать организацию о дне принятия решения по итогам проверки инспекция не обязана.
В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации.
Подробно процесс описан в рекомендации ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки
Если в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной) инспекция не выявила нарушений налогового законодательства, то решение по проверке не оформляется (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В противном случае после окончания месячного срока (который отведен организации на подачу возражений по акту) руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке* (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Рассмотрению подлежат: акт налоговой проверки; письменные возражения организации на акт; документы, истребованные у организации или ее контрагентов; протоколы допросов свидетелей, осмотра помещений и т. д. Рассмотрению подлежат и те документы, которые были получены инспекцией в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. По итогам такого рассмотрения руководитель инспекции (его заместитель) выносит окончательное решение по налоговой проверке.* Об этом говорится в пункте 1 статьи 101 и пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
Срок рассмотрения материалов проверки
86.68358 (6,7,8,9)
На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Перечень конкретных случаев, в которых указанный срок может быть продлен, налоговым законодательством не установлен. Решение о таком продлении руководитель инспекции (его заместитель) принимает по своему усмотрению (например, срок может быть продлен, если в ходе рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) возникнет необходимость в получении дополнительных пояснений или сведений).* Форма решения о продлении срока рекомендована приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281.
Участие в рассмотрении материалов проверки
Прежде чем рассматривать материалы налоговой проверки и принимать по ним окончательное решение, руководитель инспекции (его заместитель) должен обеспечить организации возможность поучаствовать в таком рассмотрении и дать свои пояснения (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Такой порядок является существенным условием процедуры рассмотрения материалов, нарушение которого может стать основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ). В связи с этим инспекция обязана известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем сделать это она должна так, чтобы факт извещения организации был подтвержден (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Для этого одновременно с актом налоговой проверки инспекция должна вручить представителю организации под подпись извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки.* Если невозможно вручить извещение лично представителю организации, инспекция направит его заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам: по местонахождению организации и по месту жительства ее руководителя. Кроме того, по месту жительства руководителя организации инспекция может направить телеграмму с указанием времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки. После того как в инспекцию поступит уведомление о вручении письма или телеграммы адресату, требования об извещении организации о месте и времени рассмотрения материалов проверки инспекция сочтет исполненными.
Такой порядок подтверждается пунктом 7.4 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.
12.69452 (6,7,8,9)
Ситуация: можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если инспекция не сообщила (сообщила ненадлежащим образом) организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
Да, можно.
Если инспекция не сообщит организации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (или сообщит ненадлежащим образом), то тем самым она нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Такого нарушения достаточно, чтобы вышестоящая налоговая инспекция или суд отменили решение по налоговой проверке. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12566/07, определения ВАС РФ от 25 марта 2010 г. № ВАС-3193/10, от 28 октября 2009 г. № ВАС-13623/09, от 18 августа 2009 г. № ВАС-10156/09, от 14 августа 2009 г. № ВАС-10136/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5383/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Северо-Западного округа от 4 марта 2010 г. № А56-27675/2009, от 15 декабря 2009 г. № А66-7217/2008, Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А41/12390-09, от 2 октября 2009 г. № КА-А40/9865-09, от 29 июня 2009 г. № КА-А40/5864-09, Волго-Вятского округа от 15 декабря 2008 г. № А82-2505/2008-99 и Уральского округа от 25 сентября 2007 г. № Ф09-7784/07-С1).*
Организация, получив сообщение из инспекции о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе участвовать в таком рассмотрении через своих законных или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 101,п. 1 ст. 26 НК РФ). Кроме того, организация вправе заранее ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Для этого надо подать в инспекцию соответствующее заявление. Контролеры обязаны предоставить доступ к запрашиваемым материалам не позже чем за два рабочих дня до того, как они начнут их рассматривать.* Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: должна ли инспекция вынести решение в день рассмотрения материалов в присутствии представителей организации
Инспекция не обязана принимать итоговое решение непосредственно в день рассмотрения материалов налоговой проверки в присутствии представителей организации. Она вправе сделать это и в последующие дни.
Данный вывод следует из того, что налоговое законодательство не предъявляет к инспекции требования о вынесении решения непосредственно в ходе такого рассмотрения (п. 5, 7 ст. 101 НК РФ). Инспекция обязана только обеспечить организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ее итогам – это две самостоятельные процедуры, которые ограничены общим сроком проведения. При этом извещать организацию о дне принятия решения по итогам проверки инспекция не обязана.
В течение 10 рабочих дней после окончания срока, отведенного организации на представление письменных возражений по акту, инспекция должна рассмотреть материалы проверки и принять окончательное решение по ней. По усмотрению инспекции 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.* Это следует из совокупности положений пункта 1 статьи 101 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14.Кроме того, правомерность данного подхода подтверждена многочисленной арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14645/08, определения ВАС РФ от 11 декабря 2012 г. № ВАС-16634/12, от 16 июля 2009 г. № ВАС-8932/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2012 г. № А77-942/2011, Дальневосточного округа от 11 сентября 2012 г. № Ф03-2693/2012, Северо-Западного округа от 6 октября 2011 г. № А05-1352/2011).
Вручение решения
86.68364 (6,7,8,9)
В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения* (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Например, если решение по проверке было принято 6 марта 2015 года (пятница), то вручить его организации инспекция должна не позднее 16 марта 2015 года.
Вручить решение инспекция должна лично законному или уполномоченному представителю организации. Если вручить решение невозможно, то инспекция может направить его по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки.* Это следует из совокупности положений пункта 13 статьи 101, пунктов 2 и 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, решение может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169. При таком варианте решение будет считаться полученным, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит решение на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.
Пример определения даты получения решения по налоговой проверке. Инспекция направила решение в организацию заказным письмом
10 октября 2015 года налоговой инспекцией было принято решение по результатам выездной налоговой проверки. Поскольку вручить решение лично было невозможно, инспекция направила его по почте заказным письмом 11 октября 2015 года. Шесть рабочих дней после отправки заказного письма истекают 21 октября 2015 года. Следовательно, решение, отправленное заказным письмом, будет считаться полученным организацией 22 октября 2015 года.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга