Учитывайте аналогично асфальтированию дороги, как сказано в статье, если дороги отдельно на балансе нет, то как новое основное средство, в бухгалтерском учете - амортизируя. При этом амортизировать и учитывать амортизация в расходах в налоговом учете или нет, ввиду того, что дорога – объект внешнего благоустройства, организации придется решить самостоятельно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Укладка асфальта – ремонт или модернизация?
Строительная компания на своей территории силами подрядной организации производит укладку асфальтового дорожного покрытия. Предметом договора являются ремонтные работы. Можно ли списать затраты единовременно и не капитализировать их для целей бухучета и налогообложения?
Чем подтвердить ремонт
На что следует обратить внимание, чтобы налоговая инспекция смогла квалифицировать данные работы именно как ремонт?
В соответствии со статьей 260 Налогового кодекса РФ в состав текущих расходов для целей налогообложения прибыли включаются расходы на ремонт основных средств. Они учитываются в том отчетном периоде, в котором были осуществлены.
Затраты на восстановление объекта основных средств, осуществленные в виде ремонта такого имущества, отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01).
Таким образом, квалификация затрат на асфальтирование дороги, находящейся на территории строительной компании, в качестве расходов на ремонт основного средства возможна лишь в том случае, если на момент осуществления указанных работ в налоговом и бухгалтерском учете компании имеется сам объект основных средств – асфальтированная дорога.
При этом документальным подтверждением расходов на ее ремонт будут являться:
– документы, свидетельствующие о принадлежности дороги организации (договор аренды земельного участка или свидетельство о праве собственности на него, схемы территории с указанием дорог и т. д.);
– план капитального ремонта объектов организации (план проведения ремонтных работ или иной локальный акт организации, устанавливающий необходимость и обоснованность проведения ремонта дороги);
– дефектная ведомость;
– договор подряда с указанием в нем (или в приложениях
к нему) инвентарного номера объекта основных средств – дороги, местонахождения ремонтируемого участка, площади, подлежащей ремонту, а также состава работ по ремонту со сроком выполнения работ;
– акты выполненных работ;
– справки о стоимости выполненных работ и затрат и т. д.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Такие документы, в частности, указаны в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2008 г. по делу № А39-1688/2007. На их основании судом в спорной ситуации было признано, что затраты, связанные с капитальным ремонтом объектов основных средств, носят производственный характер, документально подтверждены, поэтому правомерно включены налогоплательщиком в состав расходов при исчислении налога на прибыль.
Когда списать затраты сразу не получится
Если в налоговом и бухгалтерском учете строительной компании на момент осуществления работ дорога в качестве основного средства (амортизируемого имущества) не числилась, то рассматриваемые работы следует квалифицировать как создание объекта основных средств – дороги (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ, п. 4, 5 ПБУ 6/01).
Обратите внимание: в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства, в том числе объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.
Если в учете строительной компании до ремонта дорога числилась в составе основных средств, но она имела другое покрытие (например, грунтовое), то затраты на ее асфальтирование следует рассматривать в качестве капитальных вложений в модернизацию существующего объекта. Так как в результате укладки асфальта улучшаются технико-экономические показатели эксплуатации, в частности увеличивается допустимая нагрузка на дорожное полотно (со стороны грузового транспорта и спецтехники).
Поэтому рассматриваемые расходы увеличивают первоначальную стоимость дороги как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ и пункта 27 ПБУ 6/01.
ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2010
2. Ситуация: Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства (тротуары, внешнее освещение, клумбы и вазоны)
Нет, нельзя.
Понятие «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определено. Контролирующие ведомства поясняют, что под объектами внешнего благоустройства подразумеваются объекты, которые:
- не связаны с коммерческой деятельностью организации;
- не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям;
- предназначены для создания удобного, эстетически обустроенного пространства на территории организации.
Расходы, связанные с благоустройством территории (в т. ч. амортизационные отчисления по объектам внешнего благоустройства), не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.
В письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по таким объектам внешнего благоустройства, как:
- асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий;
- погрузочно-разгрузочные площадки;
- парковки для грузового и легкового автотранспорта;
- подъездные пути;
- тротуары и пешеходные дорожки;
- внешнее электрическое освещение (в т. ч. установки наружного освещения);
- газоны, клумбы, деревья и кустарники;
- лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, вазоны и т. п.
Свою позицию финансовое ведомство аргументирует тем, что первоначальную стоимость основных средств, с сооружением которых связаны эти объекты, расходы на их обустройство не увеличивают. В Общероссийском классификаторе основных фондов они не упомянуты. Следовательно, такие объекты не отвечают критериям основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), а являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, не подлежащими амортизации. Некоторые суды поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).
Следует отметить, что в некоторых хозяйственных ситуациях Минфин России соглашается с возможностью амортизации объектов внешнего благоустройства либо с включением затрат на благоустройство в первоначальную стоимость других основных средств. В частности, финансовое ведомство допускает начисление амортизации по объектам, которые имеют признаки объектов внешнего благоустройства, но при этом соответствуют критериям основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, это возможно в организациях, деятельность которых связана с организацией отдыха (санаториях, пансионатах и т. п.), выставок и культурно-массовых мероприятий. Расходы на благоустройство и озеленение своей территории такие организации могут квалифицировать как затраты, непосредственно связанные с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с деятельностью, направленной на получение доходов. При расчете налога на прибыль эти затраты включаются в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если в ходе работ по благоустройству создаются объекты, соответствующие критериям основных средств (например, спортплощадки, теннисные корты, автомобильные парковки и т. п.), стоимость этих объектов можно амортизировать на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/386, от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.
Кроме того, амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение затрат на их создание в первоначальную стоимость других основных средств возможны, если эти объекты создаются в силу требований законодательства, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов прямо вменяется в обязанности организаций. Поэтому их тоже можно амортизировать (письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Арбитражная практика подтверждает этот вывод (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08, от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9456-07, от 20 марта 2006 г. № КА-А40/1706-06, Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие амортизировать объекты внешнего благоустройства и в некоторых других ситуациях. Но чтобы воспользоваться этими аргументами, организации, скорее всего, придется обращаться в суд.
Иногда расходы на благоустройство неразрывно связаны с сооружением основных средств. Такая ситуация может возникнуть, если в проекте на строительство здания изначально заложено создание объектов внешнего благоустройства. Например, когда внешнее благоустройство является элементом единого дизайна возводимого строения или когда договором предусмотрено, что подрядчик при строительстве здания должен заасфальтировать прилегающую к нему территорию. Такие расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства, а включаются в первоначальную стоимость возводимых зданий, сооружений и т. п. После ввода этих объектов в эксплуатацию расходы организации на благоустройство будут постепенно уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При рассмотрении подобных ситуаций некоторые суды встают на сторону организаций (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12910-08, Северо-Западного округа от 13 июля 2009 г. № А56-48313/2008, от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03).
Кроме того, иногда начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства признается правомерным из-за неоднозначной формулировки, которая содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Исходя из его буквального толкования можно сделать вывод, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Поскольку иных ограничений в отношении амортизации объектов внешнего благоустройства Налоговый кодекс РФ не содержит, некоторые суды принимают решения в пользу организаций именно по этой причине (см., например, постановления ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233-10, от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10, Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008). Подробнее об этом см. Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
27.11.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.