Экспертам Системы Главбух не удалось найти никакой информации о необходимости регистрации внешнеэкономического контракта и о справке, которую Вы должны представить в налоговую, в связи с чем рекомендуем Вам обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин, в налоговый орган и в ФТС России, а также обжаловать действия налогового органа в соответствии с рекомендацией «Какие права и обязанности есть у налоговых органов». При этом отказ в возмещении НДС может быть признан правомерным, если Вы с уточнённой декларацией за 1-й квартал 2014 года не представили пакет документов, подтверждающих Ваше право на применение ставки НДС 0 %.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip-версия
1. Статья:Экспортируем продукцию в Казахстан
Подтверждаем право на нулевую ставку
Республика Казахстан является членом Таможенного союза. При экспорте продукции в эту страну предприятие может применять нулевую ставку по НДС.
Правда, при условии, что в налоговую инспекцию вместе с декларацией будет представлен определенный пакет документов.
О том, какие это документы, сказано в пункте 2 статьи 1 Протокола от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах).
Итак, в инспекцию нужно представить оригинал или копии:*
- договора (контракта) с учетом всех изменений, дополнений и приложений, на основании которого экспортировались товары;
– выписки банка о поступлении выручки на счет предприятия (а в случае наличной оплаты –выписку банка, подтверждающую, что полученные суммы внесены на счет в банке, а также приходные кассовые ордера);
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров из одного государства в другое (причем проставлять отметки таможенных органов на них не требуется – пункт 5 письма Минфина России от 19 октября 2010 г. № 03-07-08/296);
– иных документов, предусмотренных российским законодательством (к примеру, посреднические договоры, если продукция экспортируется через агента).
Также в налоговую инспекцию необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Казахстана. Его предприятие получает в двух экземплярах от покупателя-импортера. С разрешения налоговых органов оно также может быть представлено в виде копии (подп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, п. 1 Правил заполнения заявления, приведенных в приложении № 2 к протоколу от 11 декабря 2009 г. «Об обмене информацией в электронном виде...», далее – Протокол об обмене информацией). Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией. Обратите внимание: если предприятие не представило в инспекцию заявление, контролеры все равно могут принять решение об обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов (зачетов)*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Российские налоговики могут подтвердить нулевую ставку и без заявления, если их казахские коллеги подтвердят факт уплаты НДС в полном объеме в электронном виде (п. 5 ст. 1 Протокола о товарах, ст. 6 Соглашения от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте», Протокол об обмене информацией)*.
Документы собраны по истечении срока
Если впоследствии предприятие представляет в инспекцию документы, операция по реализации товаров на экспорт подлежит включению в раздел 4 декларации за квартал, в котором они собраны*.
6 июнь 2011С.А. Почкина,
налоговый консультант
2. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 № 07АП-8524/11 по делу № А27-7822/2011
«Как следует из материалов дела, 16.03.2009 г. между ОАО УК "Южный Кузбасс" и АО "Алюминий Казахстана" (Республика Казахстан) заключен внешнеторговый контракт № 18-03-К/А-ОФ на поставку в Республику Казахстан угля каменного.
На основании внешнеторгового контракта Обществом подана в электронном виде ВТД, которой был присвоен регистрационный номер 10608040140111/0000005, на вывоз с территории Российской Федерации в Республику Казахстан товара* - угля каменного антрацит прочий марка ТМСШ категория № 3, весом брутто 2272000 кг, таможенной стоимостью 6180683 руб.»
3. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по делу № А27-7822/2011
«Как следует из материалов дела, 16.03.2009 года между ОАО УК "Южный Кузбасс" и АО "Алюминий Казахстана" (Республика Казахстан) заключен внешнеторговый контракт № 18-03-К/А-ОФ на поставку в Республику Казахстан угля каменного.
На основании указанного внешнеторгового контракта Обществом подана в электронном виде ВТД, которой присвоен регистрационный номер 10608040140111/0000005, на вывоз с территории Российской Федерации в Республику Казахстан товара* - угля каменного антрацит прочий марка ТМСШ категория № 3, весом брутто 2272000 кг, таможенной стоимостью 6180683 руб.»
4. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:*
- получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;
- бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ*.
Обращение за разъяснениями законодательства
Ситуация: как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов*
Обратиться в налоговую инспекцию можно:
- устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
- по электронной почте через Интернет;
- по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
- письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.
Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26,п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.
За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минтруд России.
Ситуация: как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству*
Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21НК РФ).
Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.
Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.
Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
5. Справочник:Адреса и телефоны федеральных ведомств
Контактная информация | Комментарий |
ФТС России | Федеральная таможенная служба* |
6. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Обжалование действий инспекции
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):*
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ*.
Однако перед тем, как обратиться в суд, действия (бездействие) налоговой инспекции нужно попытаться обжаловать в региональном налоговом управлении. Раньше такой порядок был предусмотрен только для обжалования решений, принятых по результатам налоговых проверок. С 1 января 2014 года любые решения налоговых инспекций могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ)*.
Если организация обжалует действия (бездействие) налоговых органов в ФНС России, отслеживать принятое решение можно на официальном сайте налоговой службы в специальном разделе «Решения по жалобам». Информация о жалобе будет отражаться в виде решения ФНС России (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством)*.
Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки*
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
- отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России.Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.
В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).
Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009.
Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции*
Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.
Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.
Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.
УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано впункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
- признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07,ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
7. Статья:Составляем декларацию по НДС
НДС. Если налогоплательщик представляет уточненную декларацию, но данные раздела 4 (заполняемом при подтверждении факта экспорта) за уточняемый период не пересчитываются, то повторно подавать пакет документов, указанных в статье 165 НК РФ, не нужно*.
13-14 июль 2010
Шапошникова О. И.,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО ОТ 21.06.2007 № А56-41199/2006
«Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Асмыковича А.В. и Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу Поляковой Е.А. (доверенность от 06.02.2007 № 03-01-01/01568), рассмотрев 19.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2007 по делу № А56-41199/2006 (судья Градусов А.Е.),
Установил*
Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие "Севморгео" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 16.06.2006 № 10/3318574 об отказе в возмещении из бюджета 1069165 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за декабрь 2005 года по экспортным операциям.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2007 заявленное Предприятием требование удовлетворено.В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Предприятию в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие "Севморгео" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предприятие 08.02.2006 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года по экспортным операциям, в которой указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, в сумме 5546985 руб. и предъявило к возмещению из бюджета 942378 руб. налога на добавленную стоимость. Наряду с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
марте 2006 года (20.03.2006) налогоплательщик направил в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за тот же период. Выручка от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в страны дальнего зарубежья и государства - участники СНГ, указана в той же сумме, что в первоначальной поданной декларации, изменилась сумма налога на добавленную стоимость, заявленная к возмещению из бюджета: она увеличена до 1069165 руб. Вместе с декларацией Предприятие представило в инспекцию документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты.
В период с 21.03.2006 по 21.06.2006 налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации и приложенных к ней документов.
Решением от 16.06.2006 № 10/3318574, принятым по результатам проверки, налоговый орган признал необоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении 5546985 руб. выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженной в декларации за декабрь 2005 года по экспортным операциям, а также отказал в возмещении из бюджета 1069165 руб. налога на добавленную стоимость.
Это решение обосновано тем, что в период трехмесячного срока проведения камеральной проверки Предприятие представило 20.04.2006 в инспекцию вторую уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года по экспортным операциям. Во второй уточненной декларации уменьшена сумма выручки от реализации продукции на экспорт, облагаемой налогом по ставке 0 процентов, до 5499110 руб. Сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, осталась неизменной (1069165 руб.).
Налоговая инспекция полагает, что поскольку вторая уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года содержит отличные от указанных в первой уточненной декларации сведения и представлена до окончания срока проведения ее камеральной проверки, налоговый орган должен принять "отказное" решение по первой уточненной декларации.
По мнению инспекции, по каждой налоговой декларации, включая уточненные, налоговый орган обязан принять решение, даже если уточненные декларации получены налоговым органом до вынесения решения по ранее представленной декларации.
Предприятие, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принять решение о возмещении сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о возмещении налогоплательщику сумм налога на основании налоговой декларации по ставке 0 процентов должно быть вынесено налоговым органом не позднее последнего дня трехмесячного срока, исчисляемого со дня подачи соответствующей налоговой декларации.
Как следует из пункта 1 статьи 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно иных ошибок, налогоплательщик вправе внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним.
Дополнения и изменения вносятся путем подачи уточненной декларации.
Подача уточненной декларации означает отказ налогоплательщика от сведений, указанных им в ранее направленной декларации, их замену на иные сведения.
Если уточненная декларация представлена в налоговый орган до истечения трехмесячного срока проведения проверки первоначально представленной декларации и до вынесения налоговым органом решения по результатам ее проверки, у налогового органа отсутствуют основания учитывать прежние сведения при проверке правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налога за соответствующий налоговый период, он не вправе выносить решение без учета сведений, указанных в полученной уточненной декларации.
В рассматриваемом случае первая уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года по экспортным операциям поступила в налоговый орган 20.03.2006. До окончания камеральной проверки этой декларации Предприятие представило 20.04.2006 еще одну уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям за тот же период.
Поскольку уточненная декларация содержит иные, чем в ранее представленной декларации, сведения о размере выручки, трехмесячный срок проведения проверки, установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ, начинает исчисляться заново с момента подачи этой уточненной декларации.
Как видно из материалов дела, несмотря на отсутствие оснований для вынесения решения по уточненной декларации, поданной 20.03.2006, ввиду получения 20.04.2006 новой уточненной декларации за тот же налоговый период - декабрь 2005 года, налоговый орган 16.06.2006 вынес решение № 10/3318574, которым отказал Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость по декларации за декабрь 2005 года по экспортным операциям.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает вынесение налоговым органом решения по каждой декларации, включая первоначально поданную и уточненные декларации за тот же налоговый период, в случае их поступления в налоговый орган до вынесения решения по результатам камеральной проверки ранее полученной декларации.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не содержат такого основания отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженной в декларации по экспортным операциям, и возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, относящегося к экспортным операциям, как подача уточненной декларации.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования Предприятия и признал недействительным решение инспекции от 16.06.2006 № 10/3318574.Правовые основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.
Налоговой инспекцией при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Постановил*
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2007 по делу № А56-41199/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции».
07.04.2015г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки.