Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 мая 2015 124 просмотра

Нами получен акт сверки взаиморасчетов от контрагента. В сопроводительном письме сделана сноска, что в случае не подписания акта в 15- дневный срок и в отсутствии мотивированных возражений с нашей стороны акт будет согласован по умолчанию в редакции контрагента. Будет ли иметь данный акт сверки, неподписанный с нашей стороны, но при наличии этого письма, какой то юридический вес в арбитраже?

Чтобы акт сверки мог в арбитражном суде свидетельствовать о признании долга, согласие с его положениями должно быть четко выражено контрагентом, т. е. подписан.

При этом маловероятно, что условие сопроводительного письма к акту сверки о том, что отсутствие подписи и мотивированных возражений свидетельствуют о согласии с редакцией направившей стороны, будет истолковано судом в пользу Вашего контрагента (поскольку Ваша сторона согласия с данными акта сверки не выразила).

При этом, чтобы избежать возможных сложностей, контрагенту лучше все же отправить письменный отказ от признания акта сверки в изложенной редакции (тогда в арбитражном суде он не сумеет доказать, что с Вашей стороны имелось «молчаливое» согласие с данными акта сверки).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

Статья:Акт сверки расчетов с контрагентом

Кому нужно оформлять: всем фирмам и предпринимателям, желающим иметь подтвержденную информацию о размере дебиторской и кредиторской задолженности.

На что обратить внимание: акт сверки с контрагентом — это двусторонний документ, поэтому он должен содержать данные не только вашего учета, но и учетные данные контрагента. Соответственно подписывать акт нужно представителям обеих сторон.

Когда целесообразно проводить сверку с партнерами

Если у вас «упрощенка» с объектом доходы

Воспользуйтесь нашими рекомендациями, когда захотите провести сверку расчетов с партнерами по бизнесу.

Обязанность сверять расчеты с контрагентом законом не установлена. Исключением являются банки и бюджетные организации — для них действуют свои правила (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, далее — Положение). Однако вы всегда можете провести сверку по своей инициативе, если находите это целесообразным.

Так, по правилам бухгалтерского учета все организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств (абз. 3 п. 27 Положения). И самый удобный и быстрый способ инвентаризировать расчеты с контрагентами — оформить акты сверки.*

Кроме того, в любое время года вы можете сами захотеть проверить, все ли расчеты отражены в учете верно. Причем такое желание может возникнуть не только у организаций, но и у предпринимателей. Ведь все «упрощенцы» ведут налоговый учет кассовым методом, а дебиторскую и кредиторскую задолженность нужно отслеживать по правилам бухгалтерского учета, поскольку она фиксируется методом начисления.

Каким образом проводить сверку

Чтобы инициировать сверку с контрагентом, отправьте ему обращение с соответствующей просьбой или свяжитесь с ним по телефону. Далее можете действовать одним из двух способов на выбор.

Способ 1. Направьте контрагенту уже составленный вами акт сверки. Образец такого документа представлен в данной статье чуть ниже. Если все данные в акте соответствуют показателям его учета, партнер подпишет ваш экземпляр без оговорок. Если же будут расхождения, то ваш акт подписывать не станут либо подпишут, но с оговоркой. Значит, после выяснения расхождений придется подготовить и отправить на подписание новый документ.*

Суть вопроса

В акт сверки целесообразно включать уже выверенные прежде данные. Так вы сократите себе бумажную работу. Тем более что современные средства связи позволяют обмениваться информацией легко и быстро.

Способ 2. Сначала сверьте с контрагентом все данные по расчетам, обменявшись информацией по электронной почте, телефону или факсу. Благо, недостатка в средствах связи в наше время нет. При необходимости внесите корректировки в учет. После этого, исходя из уже сверенных данных, составьте акт сверки, который и отправьте второй стороне. По сути, вашему контрагенту останется только завизировать документ.

Как разрешить сложности, которые могут возникнуть при сверке

Отметим, что вам не обязательно проводить сверку расчетов со всеми контрагентами. Можете сделать выборку. И сверяться, например, с теми, с кем вы совершаете наибольшее количество операций или с кем у вас заключены договоры на значительную сумму.

Если контрагент не желает сверяться, все равно направьте ему составленный вами акт. И сделайте оговорку о том, что при молчании контрагента в течение, скажем, недели вы будете считать, что он с долгом согласен. Полагаем, что проигнорировать такой акт вашему партнеру будет сложно. А чтобы подобных проблем у вас впредь не возникало, изначально в договор включайте условие о том, что сверку проводить обязательно. Также в договоре целесообразно предусмотреть детальный порядок этой процедуры.

Если с партнером у вас заключено несколько договоров, вы можете подписать акт сверки отдельно по каждому договору. А можете все расчеты сверить в одном акте. Только в этом случае обязательно укажите реквизиты всех договоров. И желательно, чтобы было понятно, какие суммы к какому договору относятся.

При этом вам не нужно знать, на каких счетах (аналитиках) отражаются у контрагента расчеты по заключенному с вами договору. Выбор счетов бухгалтерского учета — это личное дело вашего партнера и к процедуре сверки отношения не имеет.*

Каким должен быть акт сверки

Унифицированной формы акта сверки расчетов не существует. Поэтому разработайте свой бланк и утвердите его в качестве приложения к учетной политике.

Составляя форму, начните с шапки документа. Так, в верхней части акта должна содержаться следующая информация:

— название самого документа;

— наименования сторон, между которыми проводится сверка;

— реквизиты договора, по которому проводится сверка;

— период, за который проводится сверка. Бывает, сверку проводят на определенную дату, тогда указывается соответствующий день.

Далее должны фигурировать данные, которые вы сверяете. То есть, с одной стороны, это показатели вашего учета. А с другой — информация вашего контрагента. Однако это не означает, что именно контрагент должен вносить в акт свои данные. Вы можете сделать это за партнера сами, даже не связываясь с ним предварительно для уточнения цифр. Просто руководствуйтесь тем, что в учете контрагентов операции по одному и тому же договору отражаются зеркально. Так, если у вас в учете значится дебиторская задолженность, то у контрагента будет кредиторская. В налоговых терминах это будет приход и расход. Как представить эту информацию в акте, показано в образце на с. 76.

Проверив акт, представители контрагентов должны его подписать. Поэтому в нижней части формы предусмотрите место для визирования. Помимо подписи и ее расшифровки, должна быть указана дата подписания. Также общепринято, что организации заверяют акт печатями, поэтому не помешает поставить под каждым местом для подписи отметку «М.П.».

На заметку

Какие действия вы сможете осуществить при помощи акта сверки взаимной задолженности

1. Продлить срок исковой давности. Если обязательство не исполнено в срок, начинается течение срока исковой давности. Это время, в течение которого кредитор может взыскать долг в судебном порядке. Общий срок исковой давности составляет три года. И если в течение этого времени кредитор не предпринимал никаких действий для того, чтобы вернуть деньги, то позднее в суд он обратиться уже не сможет, а долг придется списать как безнадежный. Однако если вы подписали с должником акт сверки взаимной задолженности, то срок исковой давности прервется и с момента подписания акта начнет течь заново (п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001 № 15). Ведь подобные действия свидетельствуют о том, что должник признает свой долг, а это является основанием для прерывания срока исковой давности. При этом время, прошедшее до этого момента, в новый срок не включается (ст. 203 ГК РФ).

Напомним, что у «упрощенцев» списанная кредиторская задолженность включается во внереализационные доходы и учитывается при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.15 ип. 18 ст. 250 НК РФ). А вот списанная дебиторская задолженность в налоговом учете при УСН не учитывается и формирует расходы только в бухгалтерском учете.

2. Провести зачет взаимных требований . Может так сложиться, что вы должны партнеру определенную сумму денег, а он в свою очередь должен вам. Такая ситуация возможна, если с этим лицом вы работаете по нескольким договорам и по отношению друг к другу выступаете и как продавец, и как покупатель. В такой ситуации вам удобнее не перечислять друг другу денежные средства (зачем лишние банковские расчеты, которые к тому же не бесплатны), а провести зачет взаимных требований (ст. 410 ГК РФ). Но прежде чем приступить к этой процедуре, вам нужно подтвердить наличие взаимных задолженностей. Для этих целей как раз и составляется акт сверки расчетов с контрагентом с разбивкой по каждому заключенному с ним договору. Заметьте, составлять этот документ в данном случае закон не требует. Но если этого не сделать и впоследствии возникнет какой-то спор между вами и контрагентом, то суды могут посчитать взаимозачет недействительным. Такой вывод вытекает, например, изОпределения ВАС РФ от 12.11.2007 № 14790/07.

Рисунок Пример акта сверки расчетов с контрагентом

А.А. Федорова,

эксперт журнала «Упрощенка»

Журнал «Упрощенка» № 6, Июнь 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка