Малое коммерческое предприятие ООО должно сдавать по окончании года баланс и отчет о финансовых результатах. При этом указанные отчеты не могут быть составлены в упрощенной форме.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
В свою очередь приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Отчет о целевом использовании средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах.
Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.
Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы*:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании средств.
Следует отметить, что эти правила применяются начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год. При этом в состав годовой отчетности вместо Отчета о прибылях и убытках входит Отчет о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее см. Как составить Отчет о финансовых результатах. приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация, которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету. Подробно о составлении пояснений см. Как составить Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.
Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.
Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице.
Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
- малые предприятия;
- организации, получившие статус участников проекта «Сколково»;
- некоммерческие организации, если поступления им (деньгами или иным имуществом) за предыдущий отчетный период не превысили 3 млн руб. При этом упрощенный порядок бухучета и отчетности не могут применять адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.
Это следует из положений части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (адресовано налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
Субъекты малого предпринимательства
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Об этом сказано в пункте 1 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается в письме Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
- Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
- Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.
Вместе с тем, малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей (без детализации по статьям), в том числе те показатели, которые предложены в новых бланках (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.
Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.
Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:
– либо основных форм бухгалтерской отчетности;
– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.
Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:
- те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
- информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.
Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам*.
Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Справочники:Состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций
Форма | Кто сдает | Документ, которым утверждена форма | Периодичность сдачи | Срок сдачи |
Бухгалтерский баланс* | Все коммерческие организации, в т. ч. малые предприятия, которые приняли решение применять общеустановленные формы бухгалтерской отчетности | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Бухгалтерский баланс субъектов малого предпринимательства | Малые предприятия, которые приняли решение применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности1 | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Отчет о финансовых результатах2 | Все коммерческие организации, в т. ч. малые предприятия, которые приняли решение применять общеустановленные формы бухгалтерской отчетности | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Отчет о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства | Малые предприятия, которые приняли решение применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности1 | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Отчет об изменениях капитала | Все коммерческие организации3 | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Отчет о движении денежных средств | Все коммерческие организации3 | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Отчет о целевом использовании средств | Все коммерческие организации, которые получали в отчетном году целевые средства | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) | Все коммерческие организации3 | Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н | Ежегодно | Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года |
1 Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять либо общеустановленные формы, либо упрощенные формы бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н).
2 В состав годовой отчетности вместо Отчета о прибылях и убытках теперь входит Отчет о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее см. Как составить Отчет о финансовых результатах.
3 Не представляют малые предприятия при отсутствии данных, без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
3. Ситуация: Нужно ли подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию
Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855