Исходя из содержания вопроса, речь идет о повышении налоговой нагрузки по транспортному налогу на собственников дорогостоящих транспортных средств.
1. Да, верно. Транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ) независимо от наличия права собственности. При расчете транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 000 000 руб. необходимо применять повышающий коэффициент. При этом отдельно повышающий коэффициент не оплачивается, а является одной из составляющих расчета транспортного налога. Порядок определения средней стоимости престижных автомобилей утвержден приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. 2. Перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог за 2014 год нужно платить с учетом повышающих коэффициентов, опубликован на официальном сайте Минпромторга России. Также с перечнем автомобилей можно ознакомиться здесь 3. Нет, цена, за которую приобретен автомобиль не имеет значения, поскольку в расчет берется средняя цена. Более подробно о порядке применения повышающего коэффициента рассмотрено в статье ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip - версия
1. Рекомендация: Какие организации должны платить транспортный налог
Ситуация: кто должен платить транспортный налог с транспортного средства, находящегося в лизинге, – лизингодатель или лизингополучатель
Транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ).
Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Этот вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ и пункта 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.
При этом возможен один из двух вариантов.
1. Транспортное средство регистрируется на лизингодателя (п. 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия договора лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества).
2. Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя. Для этого варианта предусмотрено два способа оформления регистрации автомобиля в ГИБДД:
- при покупке транспортное средство сначала ставится на учет на имя лизингодателя, а затем временно (на срок действия договора) передается и регистрируется за лизингополучателем. В этом случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества);
- при покупке транспортное средство сразу регистрируется за лизингополучателем (временно на срок действия договора) без предварительной регистрации на лизингодателя. В этом случае платить транспортный налог в течение срока действия договора должен лизингополучатель.
Такой порядок следует из пункта 48.2 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, а также писем Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-05-05-04/12, от 24 марта 2009 г. № 03-05-05-04/01 и ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.*
После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя, снимается с временного учета. При этом, если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора (т. е. транспортное средство изначально было зарегистрировано на него), обязанность по уплате налога перейдет к лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.
В случае когда договором лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитывайте следующие особенности.
Если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (т. е. он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога останется за ним. При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе.
Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появится у лизингополучателя после перерегистрации транспортного средства в ГИБДД.
Это следует из положений статьи 357 Налогового кодекса РФ и пункта 48.5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как рассчитать транспортный налог
Престижные легковые автомобили
Некоторые особенности имеет расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 000 000 руб. В отношении таких автомобилей сумму транспортного налога нужно определять с применением повышающих коэффициентов.
Формула для расчета транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям выглядит следующим образом:
Сумма транспортного налога по легковому автомобилю, средняя стоимость которого превышает 3 000 000 руб. |
= |
Сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам |
? |
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ.
Перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог за 2014 год нужно платить с учетом повышающих коэффициентов, опубликован на официальном сайте Минпромторга России. Порядок определения средней стоимости престижных автомобилей утвержден приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. Следует отметить, что практическое применение этого документа до конца текущего налогового периода невозможно. Дело в том, что предложенные формулы расчета средней стоимости подразумевают наличие данных о розничных ценах базовых версий каждой модели, представленной в перечне, по состоянию:
– на 1 июля и на 1 декабря 2014 года – в отношении автомобилей, производители которых представлены в России;
– на 31 декабря 2014 года – в отношении автомобилей, производители которых не представлены в России.
До появления и опубликования этих данных нельзя ни рассчитать среднюю стоимость автомобиля, ни правильно определить величину повышающего коэффициента. Поэтому авансовые платежи по транспортному налогу с дорогостоящих автомобилей начисляйте без повышающих коэффициентов. Коэффициенты нужно будет применять только при расчете годовой суммы налога. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 марта 2014 г. № БС-4-11/5316.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Статья: Когда при расчете налога применяется повышающий коэффициент
Применяем повышающие коэффициенты
За 2014-й и последующие годы налог на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. уплачивается с учетом повышающего коэффициента. Он устанавливается в зависимости от средней стоимости и года выпуска транспортного средства (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях налогообложения утвержден приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316. Документ вступил в силу 20 апреля 2014 года. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен размещаться ежегодно не позднее 1 марта на сайте Минпромторга России (minpromtorg.gov.ru). Если стоимость находится в интервале от 3 до 5 млн руб. включительно, коэффициент принимает следующие значения:
- 1,5 – если прошло не более года с момента выпуска машины;
- 1,3 – от 1 до 2 лет;
- 1,1 – от 2 до 3 лет.
Для автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, применяется коэффициент 2. Для машин средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, – коэффициент 3. Такое же максимальное значение коэффициента применяется и для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
ФНС России считает, что коэффициент необходимо применять только к сумме налога, то есть при его расчете по окончании года (письмо от 24 марта 2014 г. № БС-4-11/5316). Однако Минфин России в письме от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508 сообщает о планах внести соответствующие изменения в порядок расчета авансов. Отметим, что количество лет, прошедших с года выпуска, определяется по налоговый период, за который уплачивается налог.
Пример 1
На балансе предприятия числятся два легковых автомобиля 2013 и 2014 годов выпуска средней стоимостью 4 млн руб. По окончании 2014 года с момента выпуска первого автомобиля пройдет более года. Для второго транспортного средства этот показатель составит менее года. Поэтому при расчете налога за 2014 год для первой машины повышающий коэффициент равен 1,3, для второй – 1,5.
Журнал «Учет в производстве» № 8, Август 2014
01.10.2014 г.
С уважением,
Павел Зайкин
эксперт «Системы Главбух»
Ответ утвержден:
Натальей Колосовой
Ведущим экспертом БСС Система Главбух