под обособленным подразделением понимается подразделение организации, в котором созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. В рассматриваемой ситуации по документам сотрудники работают в головной организации. То есть формально по второму адресу обособленное подразделение не возникает. Как следствие, не возникает необходимости постановки на учет, особого порядка уплаты налога на прибыль и НДФЛ.
Но факт работы сотрудников по второму адресу может быть выявлен налоговым органом в ходе проведения проверки (например, при осмотре помещений или в связи с отличием адреса, указываемого в документах, от юридического). В таком случае возможны следующие претензии контролирующих органов. Так, фактическое нахождение организации по адресу, отличному от юридического, может быть расценено контролирующими органами как создание обособленного подразделения. О создании подразделения в течение месяца необходимо уведомить налоговые органы. Ведение деятельности по местонахождению обособленного подразделения без постановки на налоговый учет может повлечь взимание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности установлены статьей 116 Налогового кодекса РФ. Данный штраф применяется и в случае предоставления уведомления с опозданием.
Кроме того, возникновение обособленного подразделения ведет к необходимости уплаты НДФЛ с доходов сотрудников обособленного подразделения и части налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, по местонахождению подразделения. Так, НДФЛ с доходов сотрудников подлежит уплате в местный бюджет по местонахождению каждого обособленного подразделения. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.
Налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта, в части, приходящейся на ОП, также уплачивается по ОКТМО, относящемуся к обособленному подразделению.
Как следствие, уплата налога на прибыль и НДФЛ по ОКТМО, относящемуся к головному подразделению, может привести к налоговым санкциям: пени и штраф по ст.122 Налогового кодекса РФ в отношении налога на прибыль, и пени и штраф по ст.123 Налогового кодекса РФ в отношении НДФЛ.
Если Вы примете решение зарегистрировать ОП по месту ведения фактической деятельности, то для централизованной уплаты налога на прибыль необходимо представить соответствующие уведомления в налоговые органы по месту учета головной организации и ОП (подробное о подаче и формах таких уведомлений – см. Рекомендация 5).
Расходы по аренде офисного здания, использование которого в деятельности предприятия не подтверждено документально, могут быть учтены при налогообложении прибыли, если в дальнейшем арендованное имущество будет использовано в деятельности, направленной на получение дохода (см. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть плату за аренду неиспользуемого (законсервированного) имущества). Например, если Вы впоследствии все-таки зарегистрируете по этому адресу ОП или организуете подразделение, без создания рабочих мест на срок более месяца, не требующее постановки на учет (например, склад).
Иные виды претензий контролирующих органов, возникающие при расхождении фактического и юридического адресов, представлены в Статье 3.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Рекомендация: В каких случаях и как организации встать на учет в налоговой инспекции
<...>
Регистрация организации
Прежде чем начать вести деятельность, учредитель (руководитель, доверенное лицо) должен зарегистрировать организацию по ее местонахождению (п. 2 ст. 8 и п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Местонахождением организации считается адрес, где находится ее исполнительный орган, – дирекция, правление и т. п. (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Внимание: на практике достаточно часто фактический и юридический (указанный при регистрации) адреса организации не совпадают. Это нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность.
За такое нарушение руководителя могут оштрафовать на 5000 руб. Это следует из части 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*
Более того, налоговые органы могут подать иск о ликвидации организации, у которой юридический и фактический адреса не совпадают, если до организации не будут доходить решения налоговой инспекции, направленные по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ.* Допустим, в случае, когда почта возвращает налоговой инспекции отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.
И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же может привести к наказанию. С 30 июля 2013 года инспекция должна отправлять все документы на юридический адрес организации. И отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата на шестой день после отправки, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями пунктов 4 и 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ и статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.
<...>
Обособленные подразделения
Организация должна встать на налоговый учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).* При этом постановка на учет филиалов (представительств) и обособленных подразделений организации, не отраженных в ее учредительных документах, различается.
Внимание: если по местонахождению обособленного подразделения организация будет вести деятельность без постановки на налоговый учет, это может повлечь за собой штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности установлены статьей 116Налогового кодекса РФ.*
<...>
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья справки: Обособленное подразделение
Обособленное подразделение – любое подразделение организации, территориально удаленное от ее местонахождения, где созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено это в учредительных (внутренних) документах организации или нет. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.*
3. Статья: Чем грозит несовпадение юридического и фактического адресов организации
Понятия «фактический адрес» и «юридический адрес» организации законодательством не предусмотрены. На практике юридическим адресом обычно считают место государственной регистрации компании. Под фактическим адресом понимается место, где в действительности расположена организация, то есть адрес, по которому она фактически ведет свою деятельность. Он не всегда совпадает с юридическим адресом и обычно не указывается ни в учредительных документах, ни в ЕГРЮЛ.
Летом текущего года ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в подразделе «Проверь себя и контрагента» разместила новый сервис «Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует». Налоговики рекомендуют всем, и прежде всего банкам, использовать эту информационную базу для выявления неблагонадежных партнеров и фирм-однодневок. Более того, включенные в указанный список компании рискуют попасть под усиленный контроль со стороны кредитных учреждений. А те в свою очередь вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания ( письмо Банка России от 28.06.12 № 90-Т ). Информация о том, какие еще возможны неблагоприятные последствия при несовпадении фактического и юридического адресов организации, представлена в таблице.
Что конкретно выявлено |
Возможные последствия (для организации и ее должностных лиц) |
Позиция Минфина России, налоговых органов, Банка России или судов |
Организация не получает корреспонденцию, направленную по почте на ее адрес, указанный в ЕГРЮЛ |
Из-за проблем со своевременным получением корреспонденции организация может пропустить срок для направления возражений на акт проверки, не сможет принять участие в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, судебном разбирательстве и т. п. |
ФНС России признает, что возврат почтовых отправлений, которые были направлены по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением организацией не может бесспорно свидетельствовать о фактическом ее отсутствии по этому адресу ( письмо от 05.05.10 № МН-20-6/622 ). Однако большинство документов, составляемых налоговиками, считаются полученными организацией по истечении шести дней с даты направления их по почте заказным письмом. При этом не имеет значения, дошла в действительности эта корреспонденция до налогоплательщика или нет. Речь идет, в частности, о вручении акта налоговой проверки, решений о взыскании налоговой задолженности за счет средств на расчетных счетах, о привлечении к ответственности и об отказе от такого привлечения, требований о представлении документов и об уплате налога, сбора, пеней, штрафа и других документов ( абз. 3 п. 3 ст. 46 , п. 6 ст. 69 , п. 1 ст. 93 , абз. 2 п. 5 ст. 100 , п. 9 ст. 101 и п. 11 ст. 101.4 НК РФ). Перечисленные документы налоговики правомерно высылают по адресу юрлица, указанному в ЕГРЮЛ. Лишь в тех случаях, когда инспекции известен фактический или почтовый адрес налогоплательщика, она может по просьбе последнего направлять письма еще и по этим адресам. Но это делается не всегда. Суды считают, что все риски, связанные с тем, что корреспонденция не доходит до получателя, ложатся на организацию. Именно она обязана позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Например, компания может заключить с почтовым отделением договор о предоставлении ей абонентского ящика на почте. Корреспонденция, поступающая в адрес компании, будет храниться в этом ящике, пока организация не заберет ее. Если налогоплательщик этого не сделал, он не вправе в дальнейшем ссылаться на отсутствие у него писем из инспекции или иных органов как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности (постановления ФАС Московского округа от 15.06.12 № А40-76461/10-9-641 , от 22.02.12 № А40-34111/11-150-300 и от 14.02.12 № А40-84895/11-139-719 , Поволжского от 20.01.12 № А72-881/2011 , от 16.12.10 № А12-25808/2009 и от 01.02.07 № А55-9866/2006 , Северо-Кавказского от 03.11.09 № А32-5912/2009 и Северо-Западного от 02.08.06 № А42-10185/2005 округов) |
Налоговики вправе приостановить расходные операции по счетам (при наличии у организации налоговой задолженности) |
||
Налоговики вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц, если она своевременно не представит документы, требование о представлении которых было направлено ей по почте, но до нее так и не дошло ( ст. 126НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) |
||
Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ |
Налоговики имеют право обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица, но суд им, скорее всего, откажет |
ФНС России указала, что инспекция вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при его создании были допущены грубые неустранимые нарушения закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов по государственной регистрации юрлиц ( письмо ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622 , п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ ). Одним из таких нарушений налоговые органы считают ведение организацией деятельности по адресу, отличному от указанного в ее учредительных документах или в ЕГРЮЛ. Президиум ВАС РФ отметил: если допущенное компанией нарушение не является грубым и носит устранимый характер, суд вправе предложить ей принять меры по его устранению и установить для этого необходимый срок. Лишь в случае неустранения нарушения в отведенный срок суд может решить вопрос о ликвидации юридического лица ( п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, приведенного в приложении к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 ). Суды чаще всего отклоняют требования налоговиков о ликвидации организации в связи с несовпадением ее юридического и фактического адресов. Ведь данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер, поскольку организация вправе внести соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Дальневосточного от 19.02.08 № Ф03-А73/08-1/197 и от 13.02.07 № Ф03-А73/06-1/5353 , Северо-Западного от 14.02.08 № А44-1549/2007 и от 21.02.07 № А56-58777/2005 , Западно-Сибирского от 17.07.07 № Ф04-4814/2007(36344-А03-40) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22) , Северо-Кавказского от 25.06.07 № Ф08-3628/2007-1476А округов) |
Налоговики могут отказать организации в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, но суд, скорее всего, признает отказ незаконным |
На практике налоговики нередко отказывают организациям в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ссылаясь на отсутствие юрлица по адресу, указанному в поданных документах. Суды чаще всего признают такой отказ неправомерным и обязывают налоговые органы зарегистрировать изменения (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.08.12 № А32-34762/2011 , от 30.05.12 № А32-19045/2011 и от 06.09.10 № А32-43976/2009 , Северо-Западного от 25.01.11 № А56-12024/2010 и Московского от 15.12.10 № КГ-А40/14306-10 округов). По мнению судов, отказ в госрегистрации не допускается, если организация представила все необходимые для этого документы (подп. « а » и « б » п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Исчерпывающие перечни таких документов в зависимости от ситуации приведены в статье 17 Закона № 129-ФЗ. Запрашивать какие-либо дополнительные документы и сведения налоговики не вправе ( п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ ). Так как не наделены они полномочиями по проведению экспертизы представленных документов и проверки достоверности сведений, вносимых юрлицами в свои учредительные документы |
|
Налоговики могут обязать организацию внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся места ее нахождения, но суды считают такое требование незаконным |
Суды приходят к выводу, что, даже если инспекция выявит несовпадение юридического и фактического адресов компании, она не вправе потребовать от организации внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (постановления ФАС Московского округа от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 24.10.06 № КГ-А40/10076-06 и от 12.10.06 № КГ-А40/9671-06 ). Ведь нормами Закона № 129-ФЗпредусмотрен заявительный, то есть добровольный, порядок подачи документов для совершения налоговиками регистрационных действий ( п. 5 ст. 5 и ст. 17 Закона № 129-ФЗ). Инспекторы не наделены правом возложения на юрлицо обязанности по представлению в регистрирующий орган документов и сведений, необходимых для внесения тех или иных изменений в ЕГРЮЛ. Как не могут они обратиться в суд с иском об обязании коммерческой организации совершить действия по внесению изменений в свои учредительные документы или ЕГРЮЛ. Кроме того, суды отмечают, что отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, еще не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату ее регистрации (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.10 № А56-25535/2009 , Западно-Сибирского от 01.04.08 № Ф04-1548/2008(1783-А03-24) , от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22), Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 16.10.06 № КГ-А40/7643-06 и от 15.06.06 № КГ-А40/4350-06 округов) |
|
Налоговики могут оштрафовать или даже дисквалифицировать руководителя организации за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о месте нахождения юрлица, но суды признают применение таких мер незаконным |
Налоговые органы трактуют несовпадение фактического и юридического адресов организации как представление недостоверных или заведомо ложных сведений о юрлице либо как непредставление или несвоевременное представление таких сведений (письма ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622 , УФНС России по г. Москве от 14.08.07 № 34-25/076853 и от 26.06.07 № 09-10/060223@ ). За указанные нарушения предусмотрен административный штраф для руководителя организации в размере 5000 руб. А за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть применены штраф в том же размере или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ). ФНС России рекомендует инспекциям применять к руководителям организаций, у которых не совпадают юридический и фактический адреса, именно дисквалификацию ( п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации должностных лиц организаций, приведенного в приложении к письму от 13.09.05 № ЧД-6-09/761@ ). Ведь руководитель заведомо знает о том, что организация не находится по указанному в ЕГРЮЛ или учредительных документах адресу, и все равно указывает в документах именно его. Суды считают, что административная ответственность к руководителю организации в подобной ситуации в принципе не может быть применена. В частности, его нельзя оштрафовать за непредставление или несвоевременное представление налоговикам информации об изменении адреса, поскольку срок для подачи таких сведений законодательством не установлен. Как правило, нельзя применить меры ответственности и за представление недостоверных или заведомо ложных сведений. Ведь в этом случае налоговики должны представить суду доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе юрлица, например протокол осмотра помещения или опроса свидетелей (ст. 90и 92 НК РФ). Причем такой протокол должен быть составлен именно на дату подачи организацией того или иного документа, содержащего сведения о ее адресе. Очевидно, что сделать это практически невозможно. Тем более что компания может утверждать, что представленные сведения об адресе изначально были достоверными, но изменились впоследствии (постановления ФАС Северо-Западного от 24.09.08 № А26-7335/2007 , Западно-Сибирского от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) , Восточно-Сибирского от 15.05.07 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07 и Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06округов) |
|
Налоговики вправе обязать организацию зарегистрировать обособленное подразделение по ее фактическому адресу |
Налоговые органы могут посчитать, что у организации возникло обособленное подразделение, если она ведет деятельность по адресу, который отличается от указанного в ЕГРЮЛ. Ведь таковым является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца ( п. 2 ст. 11 НК РФ ). При этом неважно, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании. Организации обязаны сообщать в свою инспекцию о создании на территории РФ обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания ( подп. 3 п. 2 ст. 23 и п. 4 ст. 83 НК РФ). При невыполнении этого требования считается, что обособленное подразделение вело деятельность без постановки его на учет в налоговых органах. Такое нарушение влечет взыскание с организации штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40?000 руб. ( п. 2 ст. 116 НК РФ ). Судебной практики по данному вопросу пока не сложилось, так как ответственность за ведение деятельности без постановки на учет появилась в пункте 2 статьи 116 НК РФ лишь со 2 сентября 2010 года. До этой даты предусматривалась ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе ( ст. 117 НК РФ в прежней редакции, она утратила силу со 2 сентября 2010 года). Тем не менее в других ситуациях, когда налогоплательщики ведут деятельность через незарегистрированные обособленные подразделения,суды соглашаются с применением штрафных санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 НК РФ (постановления ФАСПоволжского от 27.09.11 № А06-7317/2010 и Северо-Кавказского от 24.08.11 № А32-35211/2010 округов)* |
|
Налоговики вправе оштрафовать организацию за ведение деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 116 НК РФ ) |
||
Обслуживающий банк вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, а при попытке открыть новый расчетный счет в другом банке может последовать отказ в этом |
Банк России рекомендовал кредитным организациям в случае отсутствия юрлица по своему местонахождению воспользоваться имеющимся у них правом и отказать ему в заключении договора банковского счета ( письмо от 28.06.12 № 90-Т ). Такая возможность предусмотрена пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». А если договор банковского счета уже был заключен, то банк вправе отказать организации в предоставлении ей услуг дистанционного банковского обслуживания (например, не проводить платежи через системы «Клиент-Банк» или «Интернет-Банк») и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.Причем соответствующие условия Банк России рекомендует включать в договоры банковского счета, заключаемые между кредитными организациями и клиентами. Кроме того, Банк России указал, что кредитным организациям необходимо обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов и направлять сведения о представителях этих юрлиц в Федеральную службу по финансовому мониторингу (письма Банка России от 28.06.12 № 90-Т и от 29.12.03 № 183-Т ) |
|
Контрольно-кассовая техника используется не по тому адресу, который организация указала в заявлении о ее регистрации |
<...> Налоговики могут привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности ( ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ) |
Налоговые органы могут проверить, действительно ли налогоплательщик использует ККТ по тому адресу, который он указал в заявлении о ее регистрации. Несоответствие заявленного места установки ККТ и места ее фактической эксплуатации является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность ( письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.11 № 17-26/019349@ ). Налоговики оштрафуют за это нарушение и саму организацию — на сумму от 30?000 до 40?000 руб., и ее руководителя, главного бухгалтера или иное должностное лицо — на сумму от 3000 до 4000 руб. ( ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ). Суды соглашаются с возможностью привлечения к административной ответственности в подобной ситуации ( постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.11 № А43-2435/2011 ). Однако Пленум ВАС РФ , когда давал разъяснения арбитражным судам по применению ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ , не включил указанное несоответствие адресов в перечень нарушений, за которые можно оштрафовать организацию или ее должностных лиц ( п. 1 постановления от 31.07.03 № 16 ). Поэтому можно сделать вывод, что использование контрольно-кассовой техники по адресу, отличному от указанного в заявлении о ее регистрации, не влечет административной ответственности |
<...>
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 18, СЕНТЯБРЬ 2012
4. Ситуация: Как перечислять в бюджет НДФЛ обособленным подразделениям
<...>
Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.*
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.
Из рекомендации «Как перечислить НДФЛ в бюджет налоговому агенту»
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класс
5. Рекомендация: Как платить налог на прибыль обособленным подразделениям организации
Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, предусмотрен специальный порядок уплаты налога на прибыль.
Распределение налога на прибыль между подразделениями
Часть налога на прибыль, направляемую в федеральный бюджет, полностью перечисляйте по местонахождению головного отделения организации (п. 1 ст. 288 НК РФ). А часть налога на прибыль, направляемую в региональный бюджет, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п. 2 ст. 288 НК РФ). Распределять налог нужно независимо от того, есть ли у обособленных подразделений доходы (расходы), которые учитываются при расчете налога на прибыль, или нет (письмо Минфина России от 10 октября 2011 г. № 03-03-06/1/640).*
<...>
Несколько подразделений в одном субъекте
Если у организации есть несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то перечислять региональную часть налога на прибыль можно через одно из них. Организация может выбрать то подразделение, которое для нее наиболее удобно (например, то, у которого есть расчетный счет). Им может стать и головное отделение организации.*
Чтобы платить региональную часть налога на прибыль через одно ответственное обособленное подразделение, в налоговую инспекцию по месту его учета подайте письменное уведомление. А его копию направьте в налоговую инспекцию по месту учета головного отделения организации. Исключение – случай, когда ответственным обособленным подразделением выступает само головное отделение организации. Тогда уведомить достаточно инспекцию по месту его учета (предоставлять копию уведомления туда же не надо).
Кроме того, о принятом решении сообщите и в налоговые инспекции, в которых зарегистрированы те обособленные подразделения, через которые налог платить не планируется. Составить уведомления можно:
- в произвольной форме (с указанием полного наименования организации, ее ИНН и КПП, полного наименования обособленных подразделений, адрес их местонахождения и КПП, наименований и кодов субъектов РФ, на территории которых находятся обособленные подразделения, и причины подачи уведомления);
- по формам, рекомендованным в приложении 1 (для уведомления инспекции по месту учета ответственного обособленного подразделения) и приложении 2 (для уведомления инспекций по месту учета остальных обособленных подразделений организации) к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Уведомить инспекции нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором организация переходит на централизованную уплату региональной части налога на прибыль.*
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмом ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Кроме того, налоговую инспекцию нужно уведомлять о любых изменениях, связанных с порядком уплаты налога, и об изменении количества обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. Для этого также можно использовать уведомления в произвольной форме или формах, рекомендованных ФНС России в письме от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если в течение налогового периода организация ликвидирует ответственное обособленное подразделение или создает новые обособленные подразделения, то эти обстоятельства не влекут за собой прекращения централизованной уплаты налога на прибыль в региональный бюджет.
При ликвидации ответственного обособленного подразделения организация может выбрать другое ответственное обособленное подразделение и уведомить об этом выборе:
- налоговую инспекцию по местонахождению нового ответственного обособленного подразделения (форма уведомления рекомендована в приложении 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986);
- налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения (для этого можно использовать копию уведомления, составленного в соответствии с приложением 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986);
- налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений, за которые будет производиться уплата налога в региональный бюджет через новое ответственное обособленное подразделение (форма уведомления рекомендована вприложении 2 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986).
Уведомления направьте в налоговую инспекцию в течение 10 дней после окончания отчетного периода, в котором ответственное обособленное подразделение было ликвидировано (создано).
Такие правила установлены пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ и разъяснены письмом ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если в течение года организация создает новые обособленные подразделения, то она вправе принять решение о централизованной уплате налога на прибыль по этим подразделениям. В том числе решение о централизованной уплате региональной части налога через одно из вновь созданных подразделений. Соответствующие дополнения нужно внести в учетную политику для целей налогообложения. Применять централизованный порядок уплаты налога в региональный бюджет можно начиная с отчетного периода, в котором созданы новые обособленные подразделения. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 10 августа 2006 г. № 02-4-12/49.
Порядок уведомления инспекций при изменении количества подразделений организации в этом и других случаях подробно рассмотрен в приложении 3 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
В следующих налоговых периодах организация может либо сохранить централизованный порядок уплаты налога в региональный бюджет, либо отказаться от него. В первом случае направлять в налоговую инспекцию повторные уведомления не нужно. Во втором случае это нужно сделать обязательно.
Внимание: отказ от централизованного порядка уплаты налога на прибыль в региональный бюджет повлечет за собой уменьшение поступлений от ответственного обособленного подразделения. Если организация не предупредит об этом налоговую инспекцию, у нее появятся основания рассматривать такое уменьшение как недоимку, которая может быть взыскана в бесспорном порядке с начислением пеней (ст. 46 и 75 НК РФ).
При этом суммы налога, перечисленные в региональный бюджет по местонахождению других обособленных подразделений, могут быть не приняты к зачету как уплаченные с нарушением установленного порядка. Такая точка зрения отражена в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. № 18-5-09/000462.
При отказе от централизованного порядка уплаты налога уведомите инспекции по месту учета организации и ее обособленных подразделений в следующем порядке. В инспекцию по местонахождению головного отделения организации и каждого обособленного подразделения (включая ответственное) подайте письменное уведомление (его форма рекомендованаприложением 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986). При этом, если уплату налога на прибыль нескольких обособленных подразделений администрирует одна налоговая инспекция, туда можно направить одно уведомление рекомендованной формы. В графе «Полное наименование ответственного подразделения» этого уведомления напишите слова «Смотри Перечень обособленных подразделений», в котором перечислите их. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если организация приняла решение платить налог через одно из подразделений, то часть налога на прибыль, которую нужно перечислить по его местонахождению, определите по совокупным показателям всех подразделений, расположенных в этом субъекте РФ. При этом платить налог на прибыль (авансовые платежи) в части, приходящейся на головное отделение, следует отдельно от других обособленных подразделений. Сдавать отчетность в этом случае нужно в инспекцию по месту учета ответственного подразделения и головного отделения организации. Исключение предусмотрено для случая, когда налог на прибыль централизованно уплачивается по местонахождению организации. Тогда перечислять региональную часть налога на прибыль (авансовые платежи) и сдавать отчетность можно только через головное отделение.
Такой порядок уплаты налога и сдачи отчетности следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ, а также писем Минфина России от 12 марта 2009 г. № 03-03-06/1/130 и ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Организации, которые имеют обособленные подразделения за границей, всю сумму налога на прибыль должны перечислять по местонахождению головных отделений (п. 4 ст. 311 НК РФ).
Подробнее о сроках и порядке уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) и подаче отчетности за обособленные подразделения см.:
- В каком порядке нужно перечислять налог на прибыль в бюджет;
- Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль, если у организации есть обособленные подразделения.
06.06.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.