В главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ приводятся документы, на основании которых у налогоплательщиков возникает право на вычет. Прежде всего, это счета-фактуры, ведь в подавляющем большинстве случаев именно они служат основанием для вычета (п. 1 ст. 172 НК РФ). Если речь идет о командировочных расходах, для того, чтобы обосновать вычет, понадобятся и другие документы (авансовый отчет, проездные билеты, кассовые чеки и т.д.). Поскольку право на вычет НДС возникает при принятии товаров (работ, услуг) к учету на основании первичных документов, то налоговики имеют право потребовать и «первичку». Все другие документы (договоры, справки, разрешения и т.п.) не влияют на возможность принять НДС к вычету, поэтому налоговики не должны их запрашивать.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке.
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ)*. В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309)*.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Статья: Налоговики не вправе требовать аналитические справки
В ходе выездной налоговой проверки инспекторы имеют право истребовать у организации документы, которые необходимы для проведения проверки, в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Однако запросить они могут только те документы, которые должны быть у нее в силу норм законодательства или ее локальных актов ( постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2013 г. № А56-76288/2012). К числу таких документов, в частности, относятся первичные учетные документы, счета-фактуры, бухгалтерские и налоговые регистры.
Документы, не являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога, не могут быть истребованы. В связи с этим организация не может быть привлечена к ответственности за их непредставление ( постановление ФАС Московского округа от 1 марта 2013 г. № А40-12594/12-90-60).
На отсутствие права требовать отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами, указали и специалисты ФНС России ( п. 4 письма от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309@).
Журнал «Учет в производстве» № 2, Февраль 2014
3. Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов направляет ответы на вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля.
1. Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС по требованию о представлении документов запрашивать дополнительные документы, прямо не поименованные в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) в качестве документов, дающих право на налоговый вычет: регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета; договоры, заключенные с покупателями и поставщиками; счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж); выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; бухгалтерскую отчетность; расшифровки отдельных строк декларации?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 7 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных статьей 88 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 88 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.*
4. Вопрос: Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?
Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.
В силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами*.
02.06.2014 г.
С уважением,
Виолетта Моргун, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Светланой Чуприковой,
руководителем Горячей линии БСС «Система Главбух».