Для принятия решения о ликвидации основного средства в организации создается комиссия. Решение о ликвидации основных средств, принятое комиссией, утверждается приказом руководителя организации. После ликвидации основных средств комиссия составляет акт о его списании. В данной ситуации возможно использовать акт о списании групп объектов основных средств (по форме № ОС-4б).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств
Ликвидационная комиссия
Для принятия решения о ликвидации основного средства в организации следует создать комиссию, которая должна*:
- осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;
- определить возможность и целесообразность восстановления основного средства;
- установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
- выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);
- определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов ликвидируемого основного средства.
В состав комиссии должны входить: главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники, назначенные приказом руководителя.
Об этом сказано в пункте 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
Документальное оформление
После ликвидации основного средства комиссия составляет акт о его списании (п. 78 Методических указаний, утвержденныхприказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Для составления актов можно использовать следующие типовые бланки*:
- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (по форме № ОС-4);
- акт о списании автотранспортных средств (по форме № ОС-4а);
- акт о списании групп объектов основных средств (по форме № ОС-4б).
Типовые формы актов о списании основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в следующих документах:
- в инвентарной карточке основных средств по форме № ОС-6 (при выбытии объекта основных средств);
- в инвентарной карточке группового учета основных средств по форме № ОС-6а (при выбытии группы основных средств);
- в инвентарной книге учета основных средств по форме № ОС-6б (при ведении учета малыми предприятиями).
В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут быть получены отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При поступлении материалов, полученных при разборке основных средств, заполните:
- накладную по форме № М-11 (при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений);
- акт по форме № М-35 (если материалы были получены при разборке зданий, сооружений).
Типовые формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
19.05.2014 г.
С уважением,
Лилия Габсалямова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».