да, платежный агент обязан открыть специальный банковский счет (п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ) - счета N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика».
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Как вести кассовые операции платежным агентам
Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*
Применение ККТ
Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:
- устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
- регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
- применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
- выдавать кассовый чек;
- вести и хранить документацию по ККТ;
- обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.
Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.
Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.
Правила ведения кассовых операций
Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:
- при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (п. 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
- принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1(п. 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
- для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (п. 5.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, письмо ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794).
Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения
При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги илиобъем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.
Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.
Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:
Объем наличной выручки, принимаемый для расчета лимита |
= |
Объем поступлений наличной выручки по всем видам деятельности за расчетный период (с учетом комиссионного вознаграждения) |
– |
Объем поступлений от деятельности платежного агента |
При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.
Такой вывод следует из положений пункта 1.3 Положения, пункта I и II приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из пункта. 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи
Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.
Объясняется это следующим.
Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пунктов 1.2–1.4, 3.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).
Главбух советует: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.
Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в Положении Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Причем пункт 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.
По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из абзаца 8 пункта I и абзаца 8 пункта II приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).
Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:
- для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
- для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.
Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждаетсяписьмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984,Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
«Статья 4. Условия осуществления приема платежей
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком*, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.
3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*
14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.*
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается».
3. Статья: Платежные агенты
С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится
Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.
Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т. д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т. д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.
1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.
Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст. 2 Закона № 103-ФЗ).
Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.*
Платежный субагент — это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.
Оператор и субагент являются платежными агентами. За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.
Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ
Поставщиками могут быть:
- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);
- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.
Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п. 3 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).
Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.*
Юридические вопросы
Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.
По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п. 3 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п. 4 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т. д. (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.*
Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п. 7 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).
Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком — от имени поставщика (п. 8 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:
- адрес пункта приема платежей;
- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;
- наименования поставщиков;
- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;
- размер комиссии, если она удерживается;
- способы подачи претензий;
- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;
- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.
Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона № 103-ФЗ
Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.*
Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков
Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п. 3 и 4 Положения):
- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;
- карту постановки на учет (форма 2-КПУ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 № 164).
В течение десяти дней принимается решение (п. 7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28
Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п. 6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п. 8 Положения).
Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п. 10 Положения).
За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации — от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.
Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п. 6 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):
- ФИО;
- гражданство;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- данные миграционной карты;
- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
- адрес места жительства (регистрации) или пребывания;
- ИНН (при наличии).
Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:
- с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;
- за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;
- за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;
- по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;
- за платные автомобильные стоянки;
- по алиментам.
Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ
Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.
Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона № 121-ФЗ
Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее — Закон № 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.
Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п. 10 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмониторинге.
Журнал «Упрощенка» № 11. Ноябрь 2009
13.05.2014г.
С уважением,
Руководитель направления VIP-поддержки «Горячей линии»
Колосова Наталья.